Вне Атмана нет ничего

Когда Солнце духовного Знания восходит на небосводе сердца оно прогоняет мрак, оно все проницает и все озаряет. 


Что касается состояния йогина, который посредством Знания, стал "освобожденным при жизни" (дживан-мукта) и осуществил "Высшее Тождество", мы, еще раз процитируем Шанкарачарью, и то, что он говорит об этом, показывая самые высокие возможности, которых может достичь существо.

"Йогин, интеллект которого совершенен, всегда созерцает вещи как присутствующие в нем самом (в его собственном высшем "Я", без какого-либо различения внешнего и внутреннего).

И посредством ока Знания он познает путем прямого постижения и непосредственного "приятия", что всякая вещь есть Атман. 

"Он знает, что все преходящие вещи (формы и другие проявления) есть не что иное, как Атман (в их принципе, первоначале) и что вне Атмана нет ничего, "ибо вещи просто различаются (по выражению Вед) назначением, применением и именем, как земные орудия получают различные имена, хотя это просто-напросто различные формы земли"; и, таким образом, он осознает (или познает, в указанном выше смысле), что он сам есть все вещи (ибо нет никакой вещи, которая была бы чем-то иным, нежели он сам или его собственное высшее "Я". 

"Он не имеет качеств (различий) и бездействен; неуничтожим (акшара, неподверженный растворению, обладающему властью лишь над множественным), не имеет собственной воли (направленной на определенное действие или на определенные обстоятельства); исполнен Блаженства, не движим, не имеет формы; вечно свободен и чист (ибо его не может принудить и на него не может воздействовать каким-либо образом кто-либо другой, кроме него самого, поскольку этот другой не существует или, по меньшей мере, обладает лишь иллюзорным бытием, тогда как он сам пребывает в абсолютной реальности). 

"Он подобен Эфиру (Акаше), который рассеян повсюду и который одновременно проницает внешнее и внутреннее вещей; он нетленен и неуничтожим; он один и тот же во всех вещах (поскольку никакая модификация не воздействует на его самотождественность), чист, бесстрастен и неизменен (в своей сущностной незыблемости). 

"Когда Солнце духовного Знания восходит на небосводе сердца (т.е. в центре существа, который обозначается как Брахма-пура), оно прогоняет мрак (невежества, скрывающего единственную абсолютную реальность), оно все проницает и все озаряет". 

"Тот, кто совершил паломничество, к своему собственному высшему "Я", паломничество, в котором нет ничего, касающегося конкретной ситуации, места и времени (ни каких-либо частных обстоятельств), которое обретается везде и всегда, в недвижности "вечного настоящего"), в котором не воспринимаются ни жар, ни холод (равно как и любое другое чувственное или даже ментальное впечатление), которое доставляет неизменное удовлетворение и окончательное освобождение от всякого беспокойства (или всякого изменения). Тот бездействен, он познал все вещи (в Брахме) и он стяжал Вечное Блаженство". 


Guenon R. L'homme et son devenir selon le Vedanta

"В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ НИЧТО НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ. ВСЁ СУЕТА СУЕТ". СОЛОМОН