Изначальное состояние характеризуется гармонией

Йогин обладает всеми состояниями во всей полноте своей сущности. 

Совершенно очевидно, не может быть никакой духовной ступени выше ступени йогина; последний, рассматриваемый в его сосредоточенности в самом себе, обозначается также как Муни (Muni), т.е. "Одинокий".

В том смысле слова, кто осуществляет в полноте своего существа совершенное Одиночество, которое не позволяет существовать в Высшем Единстве (не-Двойственности) никакому различению внешнего и внутреннего и ни какому-либо разнообразию за пределами принципа. 


Для него иллюзия "разделительности" исчезла окончательно, а вместе с ней и всякое смешение, порожденное невежеством (авидьей), которое создает и поддерживает эту иллюзию, так как "вообразив вначале, что он есть индивидуальная "душа живая" (дживатма), человек устрашается (веря в некое существо, отличное от него самого) как человек, который, по ошибке, принимает обрывок веревки за змею. Но его опасения рассеиваются, когда он убеждается, что, в действительности, он вовсе не эта "душа живая", но сам Атман (в его безусловной всеобщности). 

Шанкарачарья перечисляет три атрибута, соответствующих такому же количеству функций Саньяси (Sannyasi); обладателя Знания, который, если это знание полностью действительно, есть не кто иной, как йогин. Этими тремя атрибутами в восходящем порядке являются балья, пандитья и мауна (balya, panditya, mauna). 

Первое из этих слов буквально означает состояние, сравнимое с состоянием ребенка, – балы (bala); это стадия "не-экспансии", если можно так выразиться, где все силы существа как бы сосредоточены в одной точке, осуществляя через это их соединение недифференцированную простоту, внешне сходную с эмбриональной потенциальностью. Это также в смысле несколько ином, но дополняющем вышесказанное (т.к. здесь налицо одновременно и растворение, и полнота) возвращение к "изначальному состоянию", о котором говорят все традиции и на котором, более конкретно, настаивают даосизм и исламский эзотеризм. Такое возвращение действительно является необходимым этапом, ведущим к Союзу, т.к. только отправляясь от этого "изначального состояния" становится возможно преодолеть границы человеческой индивидуальности, чтобы подняться к высшим состояниям. 

Следующую стадию олицетворяет пандитья, т.е. "ученость", атрибут, который соотносится с функцией обучения: тот, кто обладает Знанием, достоин сообщать его другим или, точнее, пробуждать в них соответствующие способности, ибо Знание само по себе является строго личностным и несообщаемым. Пандит, стало быть, более конкретно имеет черты Гуру, или "духовного Учителя". Но он может обладать лишь совершенством теоретического Знания, и вот почему, в качестве последующей за этой ступени, следует рассматривать мауну*, или состояние Муни, как единственную обусловленность, в которой поистине может осуществляться Союз. 

Впрочем, существует и другое понятие – понятие Кайвалья (Kaivaliya), которое также обозначает "уединение" и которое в то же время выражает идеи "совершенства" и "целокупности". И это понятие часто употребляется как эквивалентное Мокше: кевала (kevala) обозначает абсолютное и безусловное состояние, каковым является состояние "освобожденного" существа – мукты (mukta). 

Мы только что рассмотрели три свойства, о которых речь идет как о характеризующих такое же количество подготовительных стадий к Союзу; но, естественно, йогин, достигший высшей цели, обладает ими с тем большим основанием, поскольку он обладает всеми состояниями во всей полноте своей сущности. 

Эти три свойства имеют сопричастность сущности Ишвары, ибо они соотносятся, соответственно, с тремя Шакти* Тримурти; если заметить, что "изначальное состояние" характеризуется, главным образом, "Гармонией", то можно тотчас же увидеть, что балья (balya) соответствует Лакшми, тогда как пандитья (panditya) соотносится с Сарасвати, а мауна (mauna) – с Парвати. Этот момент чрезвычайно важен, когда хотят понять, чем же являются "силы", принадлежащие дживан-мукти как побочное следствие совершенного метафизического самоосуществления.

Guenon R. L'homme et son devenir selon le Vedanta


*Мауна  — обет молчания в йоге и индуизме. Принцип мауны в общении заключается в контроле над речью, устранению пустых разговоров и необдуманных слов. 

"Целью жизни является безмолвие. Безмолвие — это язык Бога или Брамы. Мир — это безмолвие. Безмолвие — это язык сердца. Безмолвие — это язык мудрости. Молчание — это огромная сила. Молчание — это великое красноречие. Безмолвие — это власть. Безмолвие есть жизненная сила. Безмолвие — это единственная реальность. Позади всех шумов и звуков находится безмолвие, самое сокровенное в вашей душе. Безмолвие — это интуитивное переживание. Идти в безмолвие — это становиться Богом. Нет лучшего лечебного бальзама для тех, у кого сердце ранено ошибками, разочарованием или потерями. Молчание, которому мы радуемся во время глубокого сна, и тишина, которую испытываем глубокой ночью, дает нам ключ к существованию этого океана безмолвия". Свами Шивананда Сарасвати
*Тридеви считаются изначальными ипостасями Махашакти — Махасарасвати, Махалакшми и Махакали — проявленными в мир и дарованными богам Тримурти как их шакти и супруги. Сарасвати богиня мудрости, знания; супруга Брахмы. Сарасвати осуществляет брак неба и земли. Лакшмибогиня изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья; супруга Вишну. Парватибогиня времени, власти, духовного осознания; Парвати является благой формой Дэви, шакти (то есть женской творческой энергии) Шивы; супруга Владыки Шивы.

Читать также: Ты обретаешь покой понимая, кто ты есть

Конечное освобождение. Знание есть средство Освобождения

"В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ НИЧТО НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ. ВСЁ СУЕТА СУЕТ". СОЛОМОН