Духовная эволюция


«Путь интеллекта, путь технического развития ведет по существу к рабству у материи. 

Освободиться от него возможно будет только тогда, когда сознание человека сумеет обратиться внутрь и разбудить те возможности интуиции, которые еще “спят” в нем». Французский мыслитель Бергсон

В науке по-прежнему остается открытым вопрос о первопричинном источнике энергии во Вселенной и направленности эволюции человека и Вселенной. Непонимание этого происходит из-за того, что рассматривается эволюция лишь сугубо материальная.



Философы древности признавали не только физическую, но и духовную эволюцию и делали вывод, что свойство эволюционировать – это свойство материи, но материи одухотворенной.

Признавая существование в человеке духовного начала, под управлением духа над материей, человек, еще далеко не совершенный, может стать сознательным творческим существом.

Мы сможем преобразить внешний мир только через преображение собственной природы.

А.Н.Радищев в своем труде «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792) писал, что человек отличается от всех прочих существ творческим характером своей природы, способностью к совершенствованию. Он считал, что не может человек быть концом творения, так как обретенные человеком уникальные высшие свойства, такие как разум, духовность, сердечность, большей частью поглощаясь неизменной борьбой за материальные условия жизни, не достигают ни настоящего развития, ни полного истинного применения.

Человек не есть «венец творения», и за сознанием и жизнью в нынешней форме неизбежно должны следовать «сверхсознание» и «сверхжизнь».
В это верили все мыслители-эволюционисты. Вернадский писал о том, что развитие живого не может прекратить свое действие на человеке в ныне существующей, далеко не совершенной природе, что «человек разумный» не есть завершение создания. Он служит промежуточным звеном в длительной цепи существ, которые имеют прошлое и будут иметь будущее. Его поддерживал Циолковский: «Прогресс организмов шел непрерывно и поэтому не может остановиться на человеке».

Мыслители русского религиозного возрождения продолжали направление мысли, выраженное в учении о божественных энергиях. Св. Григорий Палама (XIV в.) учил, что не только Бог, будучи по своей сущности непостижимой, неопределимой, трансцендентной реальностью, нисходит своими энергиями, своими действиями в мир для спасения человека. Но и человек, неся в себе образ и подобие Божие, может в особом акте выхода из себя, вознесения над собственной животной природой уже сейчас, на земле, увидеть Свет Духа.

Эту же мысль выражает знаменитый афоризм выдающегося богослова и мыслителя IV века Василия Великого:
«Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». 


"В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ НИЧТО НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ. ВСЁ СУЕТА СУЕТ". СОЛОМОН