1. Ом! Вот наставления науки Йоги.
2. Йога есть обуздание вритти (волнений),присущих уму.
3. Затем, когда вритти обузданы, наблюдатель сосредотачивается на своей собственной природе.
4. Иначе она имеет ту же форму, что и вритти (волнения).
5. Волнения (вритти) пятеричны, как болезненные, так и безболезненные.
6. Это - истинное знание (прамана), ложное знание, воображение, сон и память.
7. Истинное знание - это умозаключение, авторитетное свидетельство и непосредственное восприятие.
8. Ложное знание - это подделка, иллюзия (митхья), ошибочное убеждение или мнение.
9. Воображение - плод словесного знания лишенного субстанции.
10. Сон - деятельность сознания, лишенного объективного начала.
11. Память - сохранение прошлого опыта.
12. Все эти пять сдерживаются практикой и бесстрастием.
13. Практика (абхьяса) - усилие, необходимое для успокоения ума.
14. Эта практика станет успешной при постоянной почтительной преданности, непрерывной в течении длительного времени.
15. Бесстрастие - это сознание в котором господствует отсутствие жажды вещей, как видимых, так и описанных в священных текстах.
16. Это высшее (отсутствие желаний) отмечено безразличием ко всем гунам (качествам) вследствие знания Пуруши.
17. Познавательная медитация (вичара) сопровождается размышлением, различением, радостью и ощущением "я есмь".
18. Существует и другая медитация, достигаемая практикой остановки мысли, что бы оставались только самскары (впечатления ума).
19. Для созданий, не имеющих формы и тех, которые погружены в лайю (природу цельную), мир является причиной.
20. Для других этому предшествует вера, энергичность, память, самадхи и различение.
21. Самадхи наиболее близкое тем, чье желание наиболее горячо.
22. В дальнейшем появляются различия (в выборе используемых средств) - мягких, умеренных или интенсивных.
23. Или благодаря преданности Ишваре (Всевышнему Господу).
24. Ишвара - особенный Пуруша, которого не затрагивают несчастья, впечатления, действия и их результаты.
25. В нем (Ишваре) - непревзойденное семя всеведения.
26. Не будучи ограниченным во времени, Он (Ишвара) является учителем даже древних.
27. Его (вербальное) выражение - священный слог Ом.
28. Повторение Ом должно делаться с пониманием его значения.
29. Этим путем можно обрести самосозерцание и добиться избавление от препятствий.
30. Слабость, инертность, сомнения, отсутствие энтузиазма, лень, чувственность, блуждание ума, непостоянство - эти состояния читты (ума) являются препятствиями.
31. Боль, отчаяние, нервозность и беспорядочные вдохи и выдохи сосуществуют с этими препятствиями.
32. Чтобы преодолеть препятствия, надо постоянно практиковать (созерцание) на Единую Истину.
33. Воспитывая в себе дружеское отношение к счастливым и сочувствие к несчастным, радость к добродетели и безразличие к пороку, читта (ум) становится чистым.
34. По вашему выбору равновесие ума можно приобрести даже путем выдоха и задержки праны (дыхания).
35. Либо умственное спокойствие вызывается деятельность высших чувств.
36. Либо созерцанием беспечального света (джйоти).
37. Либо ум выбирает в качестве объекта для концентрации тех, кто не имеет желаний, или рага.
38. Либо в зависимости от знания снов и сновидений.
39. Либо, пожеланию, посредством медитации (дхьяны).
40. Он (йог) владычествует над силами, простирающимися от мельчайшего атома до величайшей беспредельности.
41. Когда волнение ума находится под контролем, ум становится подобным прозрачному кристаллу и обретает способность принимать форму либо познающего, либо акта познания, либо объекта познания.
42. Споры и аргументация возникают, когда ошибочно смешиваются между собой слово, его правильное значение и знание.
43. Когда память очищена, и ум сияет, как единственный объект, это называют состоянием вне слов и аргументов.
44. Таким образом описываются медитация и сверхмедитация (нирвикара), имеющая своим объектом тонкое.
45. Область тонкого завершается чистой материей, не имеющей отличительных черт, или линги.
46. Они составляют медитацию с семенем (самадхи).
47. После достижения чистоты сверхмедитативного состояния остается чистый поток Адхиашы (духовного сознания).
48. В этом состоит дар высшей мудрости (праджаны)
49. Праджана (мудрость), достигаемая в высших состояниях сознания, отличается от той, которую достигают путем достижений и доказательств, относящихся к частному.
50. Это ментальное впечатление (самскара) стоит на пути других впечатлений.
51. Подавление даже этого посредством подавления всех состояний ума достигается самадхи без семени.
\