ЙОГА-СУТРА

Сутра (санскр. - нить) — в древнеиндийской литературе лаконичное и отрывочное высказывание, афоризмы.

Одна из ключевых тем Йога-сутр - достижение контроля над сознанием.

Другая, касается развития способности постигать различие между зрителем (неизменным личным началом, называемым драштар, атман и пуруша) и зримым (сферой проявленного и перемен, называемой дришья, паринама или пракрити).




Когда человек обретает способность владеть своим умом и пребывать в состоянии "чистого видения", тогда он достигает состояния кайвалья (kaivalya) - буквально "единичности" или "обособления", то есть абсолютного освобождения, свободного от всех негативных воздействий (аклишта карма, aklista karma), называемого также "облаком дхармы" (дхарма-мегха-самадхи, dharma-megha-samadhi).

Йога-сутры - базовый текст индийской философской школы йоги, оказавший огромное влияние на понимание йоги в Индии и остальном мире.

Их автором традиционно считается Патанджали, отождествляемый некоторыми исследователями с известным лингвистом. Если принять такое тождество (как делает С. Дасгупта), то создание текста нужно датировать II веком до н. э. Однако чаще текст датируют позднее, вплоть до IV века н. э. (на основании текста IV 16, где находят полемику с виджнянавадой, сутры либо датируют не ранее V века, либо считают этот стих интерполяцией).

Текст сутр носит монологический характер, но в комментарии иногда появляются диалоги с условным учеником. Состоит из четырех разделов (глав) и 196 сутр.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Глава 1. О сосредоточении (самадхи-пада), 51 сутра 

  • Определение йоги (1), трех гун и пуруши (2-5),
  • источники познания (праманы), сон и память (6-11),
  • сознательное сосредоточение (12-17),
  • бессознательное сосредоточение (18-23),
  • Ишвара, то есть бог-творец (24-29),
  • девять препятствий сосредоточению (30-32),
  • семь способов очищения сознания (33-40),
  • объекты и ступени сосредоточения (самапатти) (41-49), санскары (50-51)

Глава 2. О способах осуществления (садхана-пада), 55 сутр 

  • Йога действия (1-2), пять базовых аффектов и их устранение (3-11),
  • проявление кармы и ее связь с добродетелью и пороком (12-14),
  • страдание, его причина и освобождение от него (15-24), высшее избавление (хана) (25-28),
  • вспомогательные средства йоги, названы ее 8 средств (29-34),
  • йогические совершенные способности (35-45),
  • йогические позы (асаны) (46-48), регуляция дыхания (пранаяма) (49-51), концентрация манаса-разума (52-53) и подчинение органов чувств (54-55).


  • Три внутренних способа йоги: дхарана, дхьяна и самадхи (1-7); санъяма (8-15),
  • Санъяма на различных объектах и достижение различных сверхспособностей (16-34),
  • различение содержания сознания и пуруши (35-37),
  • продолжение характеристики сверхспособностей (в частности, всеведения, телесного совершенства и бесстрастности), их достижения (38-55)

Глава 4. Об абсолютном освобождении (кайвалья-пада), 34 сутры 

  • Классификация сверхспособностей (1-6),
  • карма и её следы (7-11),
  • проблема прекращения бессознательных впечатлений (12-28),
  • достижение состояния "облака дхармы" (29-32) и абсолютного освобождения (33-34).



"В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ НИЧТО НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ. ВСЁ СУЕТА СУЕТ". СОЛОМОН