~Путь Знания и от­носящееся к нему поведение~

Всё, что вечно, – есть Брахман. Тот, кто непоколебим в такой уверенности, наверняка станет Брахманом и будет бессмертным.

61. Прекрасная! Так было изложено здесь Знание для достижения Освобождения. Теперь слушай, каково поведение Просветленного.


62. Ему не нужны ни омовения, ни молитва, ни почитание, ни хома (почитание огня), ни другая дисциплина. Он не нуждается в почитании чего-либо или занятиях чем-то ещё.


63. Он не связан кодексами поведения, частым посещением храмов; ему не нужно выполнять шраддху или отправляться в паломничество, или соблюдать обеты.



64. Он не пожинает плоды действий, мирской ли активности или религиозных ритуалов; наоборот, он освобождается раз и навсегда от любых действий и норм поведения.


65. Пусть ученик откажется от общепринятых обычаев и традиционных практик как звеньев его оков.


66. Пусть он отвергнет любые чудотворные силы или амулеты, даже когда они прямо предложены ему.


67. Ибо все они подобны веревкам для опутывания зверя и будут безусловно тащить вниз. Высшее Освобождение не достигается на этом пути. Его не найдешь нигде, кроме как в Бесконечном Сознании.


68. Должно упражняться в йоге всеми средствами по мере сил, вне зависимости от иных занятий. Празднеств следует избегать, даже если они проводятся в храмах или других священных местах.


69. Духовное продвижение не допускает нанесения даже малейшего вреда червю, ящерице, насекомому, дереву или жизни в любой форме.


70. Поэтому пусть не только не уничтожается растительность, но не повреждается даже лист на дереве. Не следует причинять боль любому творению – существу или вещи. Даже цветы не следует срывать.


71–72. Даже поклонение следует совершать лишь с теми цветами, которые сами опали с деревьев. Не следует интересоваться вредоносными молитвами, такими как марана и т. п. (вызывание смерти или боли для врагов, или получение благосклонности от великих, или любви от возлюбленного). Почитание изображений не должно быть самоцелью.


73. Откажись от поклонения священным местам и образам, от выполнения религиозных обрядов, занимайся только медитацией на всеобщем Чит (Сознании).


74. Бесстрастие есть уравновешенность в удовольствии и страдании, среди друзей и врагов, с простым камнем и с золотом.


75. Йогин не должен управляться желаниями и приносить удовлетворение чувствам. Ему следует обретать экстаз только в А т м а н е, свободном от желания и страха.


76. Должно всегда сохранять уравновешенность – в почести и бесчестии; одинаково относиться должно ко всем существам, не производя различия между собой и дру­гими.


77. Ревность, злословие, напыщенность, страсть, зависть, любовь, гнев, страх и страдание должны постепенно искореняться до полного исчезновения.


78. Следует уклоняться от споров, мирских обществ и ссор. Даже духовным диспутам не следует предаваться – вне зависимости от их оценки.


79. Если человек свободен от пар противоположностей и живет в одиночестве, то совершенная мудрость воссияет в нём даже в этом теле.


80. Так как Освобождение – результат Знания, то чудотворные силы совершенно бесполезны; их желает только ученик, еще жаждущий мирских удовольствий.


81. Если только душа узнает своего истинного Учителя, Освобождение становится несомненным, вне зависимости от наличия сверхъестественных сил.


82. Тело состоит из пяти элементов, и Шива пребывает в них; от Шивы вниз – до Земли – всё является проявлениями Шанкары.


83–84. Серьезные искатели, поклоняющиеся Просветленным при встрече – ароматом, цветами, водой, плодами, фимиамом и пищей или словом, делом и мыслью, – будут здесь же прощены после этого. Восхвалением Просветленных они разделяют их заслуги, а злословием – разделяют их недостатки.

Я изложил в целом Путь Знания и, кроме того, от­носящееся к нему поведение, как ты пожелала. Что более этого ты желаешь знать?



"В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ НИЧТО НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ. ВСЁ СУЕТА СУЕТ". СОЛОМОН