Прахлада излагает основные принципы бхакти-йоги

Среди тысяч способов обретения свободы – самый надежный тот, что ведет к любовной связи с Высшей Истиной, Господом Богом, - ибо развеять иллюзию значит узреть Истину.

Махараджа Прахлада продолжал: О друзья, если вы поверите моим словам, то просто благодаря вашей вере так же, как я, обретете духовное знание, хотя вы еще маленькие дети. Наука о душе доступна и женщинам: они тоже могут понять, что есть дух, а что — материя.

Подобно тому как плод или цветок на дереве с течением времени претерпевает шесть изменений — рождается, существует, растет, размножается, вянет и умирает, — материальное тело, в которое в силу тех или иных обстоятельств попадает вечная душа, тоже подвергается этим изменениям. Сама же душа всегда остается неизменной.



Материальное тело не может существовать, если его не поддерживает душа.

Как уже объяснялось, плоды и цветы на дереве каждый год появляются, существуют, растут, размножаются, вянут и умирают, однако на самом дереве это никак не отражается. Так и атма не подвержена изменениям, которые происходят с телом.

Не требуется особых усилий, чтобы обнаружить душу в теле: ее присутствие в нем и так очевидно. Совсем нетрудно понять, что в каждом живом теле есть душа.

Слово атма относится к Верховному Господу и к обыкновенному живому существу. Оба они духовны, неподвластны закону рождения, увядания и смерти и свободны от материальной скверны. Каждый из них личность, обладающая знанием о теле, а также основа и прибежище всего сущего. Они не подвержены материальным изменениям и представляют собой лучезарную вездесущую причину всех причин. Они не имеют ничего общего с материальным телом, и потому их не может скрыть никакая оболочка. Истинно образованный человек, знающий об этих духовных свойствах атмы, должен отбросить ложные представления о жизни, придерживаясь которых душа думает: «Я — материальное тело, и все, что связано с этим телом, принадлежит мне».

Опытный золотоискатель знает, где обнаружить золото и как добыть его из золотоносной жилы. А тот, кто сведущ в духовной науке, способен понять, каким образом в теле присутствует душа и как, углубляя духовное знание, достичь подлинного совершенства. С другой стороны, подобно человеку, который не знает, где искать золото, и который никогда не может его найти, глупец, лишенный духовного знания, не в силах понять, как частица духа существует в теле.

Восемь отделенных материальных энергий Господа, три гуны материальной природы и шестнадцать принимаемых ими форм [одиннадцать чувств и пять грубых элементов, таких как земля и вода] образуют оболочку, в которой заключена вечная неделимая душа, наблюдающая за их взаимодействием. Поэтому все великие ачарьи говорят, что такая индивидуальная душа обусловлена материальными элементами.

Каждая обусловленная душа получает материальные тела двух видов: грубое тело, состоящее из пяти грубых элементов, и тонкое, состоящее из трех тонких элементов. Душа находится внутри этих тел. Чтобы обнаружить душу, нужно исследовать все, что ее окружает, говоря: «Это не душа, это не душа». Так человеку надлежит учиться различать материю и дух.

Рассудительные и мудрые люди должны искать душу, очистив свой ум внимательным изучением связи и различий между душой и всем тем, что создается, поддерживается и разрушается.

Деятельность разума проявляется в трех состояниях: бодрствовании, сне со сновидениями и глубоком сне. Того, кто воспринимает эти состояния, называют изначальным господином, повелителем, Верховной Личностью Бога.

Воздух можно ощутить по запахам, которые он переносит; точно так же человек, вручивший себя Верховной Личности Бога, может постичь душу, изучая три состояния разума. Эти состояния, однако, отличны от самой души: они образованы из трех гун и порождаются той или иной деятельностью.

Обладая оскверненным разумом, душа становится пленницей гун природы и потому вынуждена влачить материальное существование. Такую, основанную на невежестве, жизнь следует считать не менее эфемерной и дурной, чем сон, в котором с человеком случаются всевозможные беды.

В видоизмененном состоянии – полагая себя делателем, сознание становится пленником низшей природы. Незнание своей сущности – есть корень всех наших несчастий. Душа, забывшая о своей сути живет словно в дурном сне – страдает от наваждений, но боится проснуться.

Потому, друзья мои, огнем разума сожгите в себе семена стремления к деланию плодов, и вы прервете череду трех состояний иллюзии - бодрствования, сновидения и сна - которые как путы сковывают свободное по природе сознание.

Среди тысяч способов обретения свободы – самый надежный тот, что ведет к любовной связи с Высшей Истиной, Господом Богом, - ибо развеять иллюзию значит узреть Истину. 

Примите покровительство учителя и служите ему верой и правдой. Тому, кто ведет вас к Истине, отдайте все, что считаете собственным. Пусть семьей вам будут преданные слуги Бога. Речами проославляйте образы, деяния и черты личности Всевышнего, склоняйтесь к Его лотосным стопам, созерцайте Его в своих мыслях. И пусть это будет занятием всей вашей жизни.

Господь – единая Душа всех существ. Потому чтите всех и каждого как Его чада равные вам перед ликом Высшего Повелителя.

Смирением перед Господом вы одолеете злейших своих врагов - вожделение, гнев, жадность, самообман, зависть и безумие. Лишь свободный от этих пороков способен служить Господу с любовью. Сокрушивший похоть к ближниму будет благословен Любовью к Господу.

Раб Божий - есть повелитель своих чувств, ибо они принадлежат Всемогущему.  Свободен тот, кто обуздал страсть похоти. Когда в сердце вашем не останется и тени похоти, вы будете петь и танцевать в ликовании, едва услышав имя Господа. Волоски на вашем теле поднимутся, едва вспомните о Его образе. Будете плакать и смеяться, презрев стеснения, дрожь охватит все ваше существо и волны любви унесут вас в объятия вашего Господина. И эти блаженство и восторг пребудут с вами навеки.

Храня в сердце образ и забавы Всевышнего, душа обретает свободу от умственных и плотских пороков. А в сердце раба Божьего рождается разумная любовь к своему Господину, и она как пламя сжигает до тла семена корысти и похоти. Любовь дарует душе пристанище у стоп Того, кто недостижим для силы и ума.

Телесное существование мучительно для души. В тисках мертвой плоти вечно живая душа терзается страхом смерти. И разорвать цепь перерождений она может связав себя узами любви к Непостижимому вечно Живому. В единении с Вечным Безмятежным, сущим внутри ее, душа обретает счастье и свободу. Тот, кого вы вечно жаждете, Счастье живет в вашем сердце.

Он друг и благодетель каждого существа. Он ваша жизнь и душа. Он причина и цель нашего бытия. В согласии с Ним – наше существование. В Нем покоятся пространство и время. Блаженство дружбы с Ним затмевает любые чувственные наслаждения.

Известно, что добрыми делами душа прокладывает себе дорогу в небесное царство, где жизнь полна изящных удовольствий. Но не следует прельщаться этими соблазнами, ибо чем приятней удовольствия, тем скоротечнее жизнь. Не ищите радостей ни на земле, ни на небесах, ибо они длятся миг. Но ищите радость в преданной дружбе и любви к Вечному Прекрасному Господу в Его нетленной обители. Будьте в согласии с Его волей, тогда страх и смерть не будут иметь над вами власти.

Человек полагает, что цель его жизни во внешнем благополучии. Но, если это было бы так, то богатые, властные и знаменитые никогда не печалились. Стяжание временного несет разочарование: власть оборачивается бессилием, земная любовь – ненавистью, признание – презрением, богатство – нищетой. И над всем веет страх потерять это. 

Мы прикладываем неимоверные усилия, чтобы избавиться от страданий и обрести счастье обладания чем-либо, но стоит нам заполучить что-либо, как в тот же миг начинается утрачивание этого. Ибо достигнув вершины, следующий шаг ты делаешь вниз.

Прошлыми делами мы сотворили себе нынешние тела в непрерывном кругу рождения и смерти. Но нынешними делами мы можем разорвать этот круг. Одними поступками мы продлеваем свое рабское существование, другими прокладываем путь к свободе.

Какую бы цель не преследовал человек в жизни – богатство, здоровье или признание окружающих – успех его зависит от воли Всевышнего. Без соизволения Бога не добиться успеха ни в одном начинании. Потому просите исполнения ваших желаний лишь у Него и ни у кого более.

Господь Бог – Душа всего живого и Повелитель наших сердец. Мы Его крошечные частицы, и не можем существовать без Него как часть без Целого. Потому дороже Его у нас нет никого на свете. В служении стопам Спасителя — любой, будь то небожитель, демон, человек или ангел, обретает в жизни умиротворение, подобное тому, что испытываю я. Если б только мы постоянно помнили, что Господь в нас — свидетель всего того, что мы делаем и думаем, мы перестали бы жить порочно, и Господь неотлучно пребывал бы в нас. Давайте же вспоминать нашего Хранителя, думать и беседовать о Нем как можно чаще.

Друзья мои, так же и заботливо, как вы относитесь к самим себе, служите Господу – Единому живущему в сердце всех существ, - и старайтесь каждым помыслом своим и поступком сделать Ему приятное. 

Разумный человек видит Всеобъемлющую первоначальную причину в каждом существе, предмете и явлении окружающего мира. И душа воплощается в человеческом облике, чтобы с сознанием собственной свободы отдать себя служению Говинде – Прекрасному Повелителю чувств, - и в этом найти свое благо и счастье.

                                                                                                                                                      ДАЛЕЕ


"В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ НИЧТО НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ. ВСЁ СУЕТА СУЕТ". СОЛОМОН