Грани Истины освобождающие от иллюзии

Высшей ступенью познания мира является самопознание. Познать себя значит познать окружающее.


О сотворении мира, делениях времени, о двадцати четырех стихиях, которые существуют в сознании и складываются в стройную картину мира благодаря времени.

Время – та сила, которой Сверъсубъект [Бог] удерживает сознание [душу] в объятиях иллюзии.


TЕКСT 1
шри-бхагаван увача
атха те самправакшйами  таттванам лакшанам пртхак
йад видитва вимучйета  пурушах пракртаир гунаих

Капила продолжал: Дорогая матушка, Я опишу тебе различные грани Истины, постигнув которые можно освободиться от трех состояний [гун] иллюзии.

TЕКСT 2
джнанам нихшрейасартхайа  пурушасйатма-даршанам
йад ахур варнайе тат те  хрдайа-грантхи-бхеданам

Высшей ступенью познания мира является самопознание. Познать себя значит познать окружающее. Я открою тебе это знание, благодаря которому можно разрубить узлы привязанности к вещественному миру и обрести свободу.

TЕКСT 3
анадир атма пурушо  ниргунах пракртех парах
пратйаг-дхама свайам-джйотир  вишвам йена саманвитам

В основе вещественного мира лежит Единое Сознание [Сверхсущество, Субъект], не ограниченное временем и пространством. Сознание не имеет вещественных качеств [ниргуна], начала и конца. Сознание пронизывает своим светом вещественный мир, и только благодаря этому мир предметов существует. Кто имеет зрение, тот видит Его присутствие всюду.

TЕКСT 4
са эша пракртим сукшмам  даивим гунамайим вибхух
йадрччхайаивопагатам  абхйападйата лилайа

Развлечения ради Сверхсубъект [Существо] входит в безмятежное покойное вещество [материю] и придает ему движение. Так оно [вещество] приобретает три качества [состояния].

TЕКСT 5
гунаир вичитрах срджатим  са-рупах пракртим праджах
вилокйа мумухе садйах  са иха джнана-гухайа

Разделенная на три состояния, материя порождает множество видов и образов [форм], которые становятся телами и предметами наблюдения для многочисленных живых существ [субъектов]. Наблюдая образы материи, существа впадают в иллюзию и начинают мнить себя одим из предметов. Игра трех состояний материи заставляет живое существо забыть о своей принадлежности к миру сознания.

TЕКСT 6
эвам парабхидхйанена  картртвам пракртех пуман
кармасу крийаманешу  гунаир атмани манйате

В иллюзии живое существо считает материю полем своей деятельности и исходя из этого приписывает себе свои действия. Наблюдая за движением материи, живое существо полагает, что именно оно осуществляет эти движения. Но это иллюзия. 

TЕКСT 7
тад асйа самсртир бандхах  пара-тантрйам ча тат-кртам
бхаватй акартур ишасйа  сакшино нирвртатманах

Эта иллюзия [материализованное сознание] является причиной рабства. Существо [сознание] не совершает действий, но однажды возомнив себя действующим, оно навеки связывает себя плодами действий. 

TЕКСT 8
карйа-карана-картртве  каранам пракртим видух
бхоктртве сукха-духкханам  пурушам пракртех парам

Чтобы пожинать плоды мнимых действий, живое существо [наблюдатель] обзаводится [материальным] телом, наделенным органами чувств. Чувства взаимодействуют с предметами, что вызывает порой радость, порой печаль. Разумный понимает это. Сознание испытывает радость и печаль, а причина тому - иллюзия.

TЕКСT 9
девахутир увача
пракртех пурушасйапи  лакшанам пурушоттама
брухи каранайор асйа  сад-асач ча йад-атмакам

Девахути спросила: Мой господин, расскажи о качествах Сверхсубъекта, какой властью [силой] и из каких стихий Он создает иллюзорный [объективный] мир? 

TЕКСT 10
шри-бхагаван увача
йат тат три-гунам авйактам  нитйам сад-асад-атмакам
прадханам пракртим прахур  авишешам вишешават

Господь сказал: Материя в первозданном состоянии называется прадхана. Поделенная на три состояния, она называется пракрити. Кто видит истину, воспринимает материю как единое целое [прадхана]. В иллюзии она воспринимается как пракрити, в разных качествах. 

TЕКСT 11
панчабхих панчабхир брахма  чатурбхир дашабхис татха
этач чатур-вимшатикам  ганам прадханикам видух

Единое вещество [прадхана] делится на пять грубых и пять тонких стихий, четыре внутренних чувства, пять познающих чувств и пяти действующих чувств. Все эти деления существуют в сознании [брахмане].

TЕКСT 12
маха-бхутани панчаива  бхур апо 'гнир марун набхах
тан-матрани ча таванти  гандхадини матани ме

Пять грубых стихий - это земля, вода, огонь, воздух и пространство. Кроме того, существует пять тонких стихий: запах, вкус, цвет, поверхность и звук.

TЕКСT 13
индрийани даша шротрам  тваг дрг расана-насиках
вак карау чаранау медхрам  пайур дашама учйате

Познающих чувств и органов деятельности в общей сложности десять - это орган слуха, орган вкуса, орган осязания, орган зрения, орган обоняния, орган речи, органы действия, а также органы, с помощью которых живые твари передвигаются, размножаются и выводят из тела испражнения.

TЕКСT 14
мано буддхир аханкараш  читтам итй антар-атмакам
чатурдха лакшйате бхедо  врттйа лакшана-рупайа

Четыре внутренних [незримых] чувства  - это ум, рассудок, мнимое я и их совокупность, ложное самоопределение. Различить их можно только по назначению и действиям, поскольку они не имеют вещественных признаков. 

TЕКСT 15
этаван эва санкхйато  брахманах са-гунасйа ха
саннивешо майа прокто  йах калах панча-вимшаках

Все двадцать четыре стихии существуют в сознании и складываются в стройную картину мира благодаря времени, которое называется двадцать пятой стихией и также существует в сознании. Без времени стихии мироздания существовали бы в сознании в разрозненном виде. 

TЕКСT 16
прабхавам паурушам прахух  калам эке йато бхайам
аханкара-вимудхасйа  картух пракртим ийушах

Время – та сила, которой Сверъсубъект [Бог] удерживает сознание [душу] в объятиях иллюзии. Душа наблюдает происходящее [материю] во времени, и время вселяет в нее, обремененную ложным самомнением, страх смерти - иллюзию смерти.

TЕКСT 17
пракртер гуна-самйасйа  нирвишешасйа манави
чешта йатах са бхагаван  кала итй упалакшитах

О дочь Mану, время – одна из сил Сверхсубъекта [Всевышнего]. Время появляется, когда Он приводит в движение единообразное вещество [материю], разные состояния [гуны] которого начинают взаимодействовать друг с другом. 

TЕКСT 18
антах пуруша-рупена  кала-рупена йо бахих
саманветй эша саттванам  бхагаван атма-майайа

Всевышний находится внутри каждого существа [сущности] в облике Сверхсознания [Сверхсубъекта], а снаружи - в облике времени. С помощью времени Он заставляет живое [наблюдателя] видеть, как [24] стихии вещества взаимодействуют друг с другом. 

TЕКСT 19
даиват кшубхита-дхарминйам  свасйам йонау парах пуман
адхатта вирйам сасута  махат-таттвам хиранмайам

Когда Сверхсубъект входит в лоно совокупной материи, Он Своею силою оплодотворяет ее и выводит из состояния равновесия. Так в ее недрах зарождается движение. Сила, с помощью которой Он оплодотворяет материю, заключает в себе бесчисленных субъектов [существ]. Все вместе они называются хиранмайей. Материя, оплодотворенная бесчисленными субъектами [сознанием], называется махат-таттвой.

TЕКСT 20
вишвам атма-гатам вйанджан  кута-стхо джагад-анкурах
сва-теджасапибат тиврам  атма-прасвапанам тамах

Каждый субъект наделен отдельными свойствами, что служит причиной будущего разнообразия. Пробуждаясь в лоне материи, субъекты освещают ее [сознанием]. Так материя из тьмы [бессознания] появляется на свет. Когда же частицы сознания засыпают, материя [материальное разнообразие] снова погружается во тьму [небытие]. 

TЕКСT 21
йат тат саттва-гунам сваччхам  шантам бхагаватах падам
йад ахур васудевакхйам  читтам тан махад-атмакам

Первое состояние махат-таттвы [совокупности материи и сознания] – спокойная созерцательность [саттва-гуна], просветленное, ясное состояние, очень близкое к полной безмятежности, васудеве.

TЕКСT 22
сваччхатвам авикаритвам  шантатвам ити четасах
врттибхир лакшанам проктам  йатхапам пракртих пара

Как вода чиста до соприкосновения с землей, так сознание в первозданном состоянии невозмутимо, ясно и сосредоточенно.

 TЕКСTЫ 23-24
махат-таттвад викурванад  бхагавад-вирйа-самбхават
крийа-шактир аханкарас  три-видхах самападйата
ваикарикас таиджасаш ча  тамасаш ча йато бхавах
манасаш чендрийанам ча  бхутанам махатам апи

Под воздействием движущей силы Всевышнего [Сверхсубъекта] в махат-таттве [сознании, смешанном с материей] возникает самомнение [аханкара]. Самомнение существует в трех состояниях: созерцательности [саттвы], деятельности [раджаса] и забытия [тамаса]. Из самомнения [аханкары] произрастают ум, органы восприятия, органы действия и предметы восприятия [звук, цвет, поверхность, вкус и запах].

TЕКСT 25
сахасра-ширасам сакшад  йам анантам прачакшате
санкаршанакхйам пурушам  бхутендрийа-маномайам

Из самомнения [аханкары] происходят мысль, ощущение и предмет ощущения. Самомнение субъекта – это отображение тысячиглавого змея Ананты, Санкаршаны - самомнения Всевышнего [Сверхсубъекта]. 

TЕКСT 26
картртвам каранатвам ча  карйатвам чети лакшанам
шанта-гхора-вимудхатвам  ити ва сйад аханкртех

Самомнение [аханкара] проявляется в деятеле, орудии деятельности и ее результате. При этом самомнение может быть умиротворенным, деятельным или бездеятельным, в зависимости от состояния сознания субъекта – созерцательности [саттвы], деятельности [сомнения, раджаса] или притупленности [тамаса]. 

TЕКСT 27
ваикарикад викурванан  манас-таттвам аджайата
йат-санкалпа-викалпабхйам  вартате кама-самбхавах

Самомнение [аханкара] в состоянии умиротворенности [саттве] преобразуется в ум [мысль], в уме появляются образы, которые становятся предметами желаний.

TЕКСT 28
йад видур хй анируддхакхйам  хршиканам адхишварам
шарадендивара-шйамам  самрадхйам йогибхих шанаих

Ум субъекта – отражение Анируддхи, ума Сверхсубъекта, повелителя чувств.  Его иссиня-черное тело напоминает цветы лотоса, распускающиеся осенью. Кто избрал путь йоги, постепенно открывают Его для себя.

TЕКСT 29
таиджасат ту викурванад  буддхи-таттвам абхут сати
дравйа-спхурана-виджнанам  индрийанам ануграхах

О добродетельная женщина, самомнение в состоянии деятельности [сомнения, раджаса] порождает рассудок. Назначение рассудка - определять природу предметов, чтобы приспособить их к чувственным желаниям.

TЕКСT 30
самшайо 'тха випарйасо  нишчайах смртир эва ча
свапа итй учйате буддхер  лакшанам врттитах пртхак

В рассудке живут сомнение, заблуждение, верное представление, память и сон. По этим признакам можно судить о наличии рассудка. 

TЕКСT 31
таиджасаниндрийанй эва  крийа-джнана-вибхагашах
пранасйа хи крийа-шактир  буддхер виджнана-шактита

Самомнение в состоянии творчества порождает два вида чувств: познающие и действующие. Действующие чувства рождены жизненной силой, а познающие - рассудком.

TЕКСT 32
тамасач ча викурванад  бхагавад-вирйа-чодитат
шабда-матрам абхут тасман  набхах шротрам ту шабдагам

Когда деятельная сила Сверхсубъекта приводит в движение самомнение в притупленности [тамасе], появляется самый тонкий предмет ощущений - звук, из звука возникают пространство и орган слуха.

TЕКСT 33
артхашрайатвам шабдасйа  драштур лингатвам эва ча
тан-матратвам ча набхасо  лакшанам кавайо видух

Mудрые, постигшие тайну природы, определяют звук как вещество, которое передает представление о предмете и указывает на присутствие звучащего. Звук – это также видоизмененное пространство.

TЕКСT 34
бхутанам чхидра-датртвам  бахир антарам эва ча
пранендрийатма-дхишнйатвам  набхасо вртти-лакшанам

Благодаря пространству сознание [субъект] может мыслить себя во внешней [физической] и внутренней [психической] реальности. В пространстве существуют тело, мысль, ощущение и жизненная сила [воздух].

TЕКСT 35
набхасах шабда-танматрат  кала-гатйа викурватах
спаршо 'бхават тато вайус  твак спаршасйа ча санграхах

Пространство, как видоизмененный звук, под воздействием времени огрубевает, в следствии чего [в сознании] образуется осязание [поверхность], а из него образуется воздух [газообразное состояние материи] и орган осязания.

TЕКСT 36
мрдутвам катхинатвам ча  шаитйам ушнатвам эва ча
этат спаршасйа спаршатвам  тан-матратвам набхасватах

Mягкость и твердость, холод и тепло – предметы ощущения для органа осязания. Они представляют собой видоизмененное газообразное состояние материи [воздух].

TЕКСT 37
чаланам вйуханам праптир  нетртвам дравйа-шабдайох
сарвендрийанам атматвам  вайох кармабхилакшанам

Приведенный в движение воздух порождает воздушные потоки, благодаря которым слаженно работают органы чувств. Воздух дает возможность приблизиться к предмету осязяния, а также передвигает предметы осязания.

TЕКСT 38
вайош ча спарша-танматрад  рупам даиверитад абхут
самуттхитам татас теджаш  чакшу рупопаламбханам

Вследствие смешения воздушных потоков и осязательных ощущений субъект [сознание] получает различные тела, уготованные ему Провидением. Огрубевая далее, материя в виде воздуха преобразуется в огонь, предмет ощущения для глаза. Так появляется цвет.

TЕКСT 39
дравйакртитвам гуната  вйакти-самстхатвам эва ча
теджаствам теджасах садхви  рупа-матрасйа врттайах

Цвет позволяет воспринимать очертания, так появляется понятие о размере. Очертания огня [цвета] воспринимаются благодаря исходящему от него свету.

 TЕКСT 40
дйотанам пачанам панам  аданам хима-марданам
теджасо врттайас тв этах  шошанам кшут трд эва ча

Огонь обладает такими свойствами, как цвет и очертания. Огонь переваривает пищу, согревает, испаряет, вызывает голод и жажду.

TЕКСT 41
рупа-матрад викурванат  теджасо даива-чодитат
раса-матрам абхут тасмад  амбхо джихва раса-грахах

Далее под воздействием высшей воли у субъекта [души] к зрительному восприятию материи добавляется вкусовое. Так в его сознании появляется вода. Огрубевая, материя в форме огня преобразуется в воду. Из вкуса появляется вода, а затем орган вкуса язык. 

TЕКСT 42
кашайо мадхурас тиктах  катв амла ити наикадха
бхаутиканам викарена  раса эко вибхидйате

Смешиваясь с различными веществами, изначально единый вкус принимает различные формы и становится вяжущим, сладким, горьким, острым, кислым и соленым.

TЕКСT 43
кледанам пинданам трптих  прананапйайанонданам
тапапанодо бхуйаствам  амбхасо врттайас тв имах

Вода отличается способностью увлажнять вещества, способствовать смешиванию веществ, приносить чувство удовлетворения, поддерживать жизнь, размягчать предметы, уменьшать жар, заполнять полости, освежать и утолять жажду.

TЕКСT 44
раса-матрад викурванад  амбхасо даива-чодитат
гандха-матрам абхут тасмат  пртхви гхранас ту гандхагах

Далее под воздействием высшей силы у субъекта [души] к восприятию материи на вкус добавляется обонятельное. Так из обоняния появляется запах. Запах порождает предмет обоняния, землю [твердое вещество]. Затем появляется орган восприятия запаха, нос. Твердое вещество появляется в сознании субъекта после опыта воды. Потому считается, что земля [твердое вещество] появляется  из воды [жидкости].

TЕКСT 45
карамбха-пути-саурабхйа  шантограмладибхих пртхак
дравйавайава-ваишамйад  гандха эко вибхидйате

Единый запах проявляется в различных формах: как смешанный, отталкивающий, приятный, слабый, сильный, кислый и так далее - в зависимости от колличества и свойств примешанных к нему веществ.

TЕКСT 46
бхаванам брахманах стханам  дхаранам сад-вишешанам
сарва-саттва-гунодбхедах  пртхиви-вртти-лакшанам

Из земли можно делать изваяния, строить сооружения, изготавливать горшки для воды и т.д. Только в земле [твердом веществе] присутствуют свойства всех стихий материи – в ней распостраняется звук, к ней можно прикоснуться, ее можно видеть и можно почувствовать её вкус и запах. 

TЕКСT 47
набхо-гуна-вишешо 'ртхо  йасйа тач чхротрам учйате
вайор гуна-вишешо 'ртхо  йасйа тат спаршанам видух

Восприятие материи на звук называется слухом. Звуки переносятся в пространстве. Ощущение поверхности материи называется осязанием. Предмет осязания - воздух.

TЕКСT 48
теджо-гуна-вишешо 'ртхо  йасйа тач чакшур учйате
амбхо-гуна-вишешо 'ртхо  йасйа тад расанам видух
бхумер гуна-вишешо 'ртхо  йасйа са гхрана учйате

Ощущение цвета материи называется зрением. Предмет зрения – огонь. Материю можно ощутить на вкус. Предмет вкуса – вода. Ощущение материи на запах, называется обонянием. Объект обоняния – земля [твердь]. 

TЕКСT 49
парасйа дршйате дхармо  хй апарасмин саманвайат
ато вишешо бхаванам  бхумав эвопалакшйате

Объекты ощущений – это единое вещество [материя], воспринимаемое по-разному. Поскольку причина присутствует в следствии, свойства причины обнаруживаются и в следствии. Вот почему последняя стихия [земля] имеет свойства всех остальных стихий – постранства, воздуха, огня и воды. 

TЕКСT 50
этанй асамхатйа йада  махад-адини сапта ваи
кала-карма-гунопето  джагад-адир упавишат

Изначально эти семь стихий – подвижная материя [махат-таттва], самомнение [аханкара] и пять грубых стихий [пространство, воздух, огонь, вода и земля] существуют в [сознании] Сверхсубъекта - той Высшей силы, которая внедряет их в сознание субъекта посредством силы времени, побуждая к деятельности и предоставляя способности воспринимать разнообразие [состояния материи].

TЕКСT 51
татас тенанувиддхебхйо  йуктебхйо 'ндам ачетанам
уттхитам пурушо йасмад  удатиштхад асау вират

Из семи стихий, которые по воле Сверхсубъекта [Всевышнего] приходят в движение [взаимодействуют] в сознании субъекта, образуется вселенская сфера [яйцо]. Как душа в теле, Всевышний является сознательным началом [душой] вселенной, имеющей вид яйца.

TЕКСT 52
этад андам вишешакхйам  крама-врддхаир дашоттараих
тойадибхих паривртам  прадханенавртаир бахих
йатра лока-витано 'йам  рупам бхагавато харех

Это вселенское яйцо – упорядочное разнообразие материи. Оно имеет несколько оболочек, состоящих из основных стихий – земли, воды, огня, воздуха, пространства, самомнения [эго] и подвижной материи [махат-таттвы]. Каждая последующая оболочка в десять раз толще предыдущей; последняя, внешняя оболочка состоит из неподвижной [неразличимой] материи [прадханы]. Внутри этого яйца живет воображаемое Вселенское существо [вират-пуруша], а разные планеты [уровни бытия] вселенной являются членами Его тела.

TЕКСT 53
хиранмайад анда-кошад  уттхайа салиле шайат
там авишйа маха-дево  бахудха нирбибхеда кхам

Существо вселенной [Вират-пуруша] входит в это золотое яйцо, покоющееся на водообразной неподвижной массе материи [прадхане], и материя начинает дробиться на составляющие.

***

TЕКСT 69
буддхйа брахмапи хрдайам  нодатиштхат тада вират
рудро 'бхиматйа хрдайам  нодатиштхат тада вират

Брахма вместе с рассудком вошел в Его сердце, но и он не сумел разбудить Вселенское Существо. Рудра [Шива] вместе с самомнением [эго] также вошел в сердце Вселенского Существа, но Оно даже не шелохнулось.

TЕКСT 70
читтена хрдайам чаитйах  кшетра-джнах правишад йада
вират тадаива пурушах  салилад удатиштхата

Однако, когда внутренняя сила [сила сознания, сознание Сверхсубъекта] вместе с сознанием вошла в Его сердце, Вселенское Существо в тот же миг восстало из вод Причинного океана.

TЕКСT 71
йатха прасуптам пурушам  пранендрийа-мано-дхийах
прабхаванти вина йена  ноттхапайитум оджаса

Потому, когда человек спит, ни одна внешняя сила - ни жизненная энергия, ни познающие и действующие чувства, ни ум и рассудок - не способно разбудить его. Помочь ему проснуться может только внутренняя сила [Сверхдуша, Сверхсубъект].

TЕКСT 72
там асмин пратйаг-атманам  дхийа йога-праврттайа
бхактйа вирактйа джнанена  вивичйатмани чинтайет

Tак, находясь в материальном мире, следует стать невосприимчивым к внешним силам [позывам], и отдаться внутреннему голосу, который есть не что иное, как голос Всевышнего. 


Шримад-Бхагаватам, III Книга Мудрецов


 К НАЧАЛУ                                                          ДАЛЕЕ: Самый верный способ обрести свободу

"В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ НИЧТО НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ. ВСЁ СУЕТА СУЕТ". СОЛОМОН