Конечное освобождение. Знание есть средство Освобождения

Овладение высшими состояниями, каковы бы они ни были, есть всего лишь частный итог.


Освобождение (Мокша, или Мукти), т.е. то окончательное высвобождение существа, которое есть предельная цель его устремлений, абсолютно отлично от всех состояний, через которые существо могло пройти для ее достижения. 

Такое освобождение есть стяжание состояния высшего и безусловного, тогда как все другие состояния, сколь бы возвышены они ни были, все еще остаются обусловленными, т.е. подчиненными некоторым ограничениям.

Даже сама ступень чистого Бытия, которое обретается за пределами всякого существования в собственном смысле слова, т.е. всякого проявления – как оформленного, так и неоформленного, все еще, однако, подразумевает некую определенность, которая, будучи исходной и изначальной, тем не менее уже является своего рода ограничением. 

Это посредством Бытия получают бытие все вещи во всех модусах вселенского Существования, Бытие же обладает бытием через себя самое; оно определяет все состояния, принципом которых является, и определяется лишь самим собой. 

Но определять себя через себя самоё – это все же значит быть определенным, т.е. некоторым образом ограниченным, так что бесконечность никак не может считаться атрибутом Бытия, которое никоим образом не может рассматриваться как Высший Принцип.

Обретение или, лучше сказать, овладение высшими состояниями, каковы бы они ни были, есть всего лишь частный итог, второстепенный и преходящий, и хотя этот итог может казаться огромным, когда его рассматривают по отношению к индивидуальному человеческому состоянию, тем не менее, остается верным, что сам по себе он, строго говоря, ничтожен с точки зрения высшего состояния. Ибо конечное, хотя и становясь безграничным по мере расширения своих возможностей, по-прежнему остается ничем по отношению к Бесконечному. 

Такой результат, стало быть, в абсолютной реальности имеет значение лишь как подготовительный этап к Союзу, т.е. он все еще является средством, а не целью; принять его за цель – значит остаться в плену иллюзии, так как все состояния, о которых идет речь, вплоть до Бытия включительно, сами по себе являются иллюзорными.

Одно лишь необусловленное состояние Атмана, который обретается выше Бытия, есть прапанча-упасхама, т.е. "не несущее никаких следов разворачивания проявления". 

Бытие едино, или, скорее, оно само по себе есть метафизическое Единство; но Единство заключает в себе множественность, поскольку оно производит ее одним лишь разворачиванием своих возможностей. За пределами Бытия невозможно более говорить о различении даже изначальном, в принципе, хотя больше нельзя говорить и о смешении; мы находимся за пределами множественности, но также и за пределами Единства. 

Освобождение может быть достигнуто йогином (или, скорее, тем, кто становится таковым в силу этого достижения) с помощью ритуалов, указанных в Йога-Шастре Патанджали. Достижение его может быть облегчено посредством практики некоторых ритуалов, так же как и различных конкретных способов медитации. Но, конечно же, все эти средства являются лишь подготовительными и, по правде говоря, не заключают в себе ничего сущностного, ибо человек может приобрести подлинное Божественное Знание даже без соблюдения предписанных ритуалов. 

В Ведах мы встречаем много примеров личностей, которые пренебрегали выполнением таких ритуалов. Их (ритуалов) роль, те же Веды, уподобляют роли верховой лошади, помогающей человеку быстрее и легче достичь его цели, которой он, однако, достиг бы и без нее. Или которым мешали делать это, но которые, тем не менее, в силу постоянной концентрации и фиксации своего внимания на Высшем Брахмане (а такое сосредоточение является единственной действительно необходимой подготовкой) приобрели подлинное Знание. 

Знание, имеющее своим предметом Его (и по этой-то причине равным образом именуемое "высшим"). Освобождение, стало быть, является действенным лишь постольку, поскольку оно сущностно заключает в себе Знание Брахмы, и, наоборот, это Знание, дабы быть совершенным, неизбежно предполагает осуществление "Высшего Тождества". 

Таким образом, Освобождение и целостное абсолютное Знание в действительности суть одно и то же; если говорят, что Знание есть средство Освобождения, то следует добавить, что в данном случае средство и цель нераздельны, ибо Знание несет свой плод в самом себе, в противоположность тому, что имеет место в случае действия. 

Стало быть, если Освобождение рассматривается как следствие Знания, то нужно уточнить, что оно является его следствием строго непосредственным. На это ясно указывает Шанкарачарья:

«Нет никакого другого способа достичь полного и окончательного Освобождения, кроме Знания; только оно развязывает узы страстей (и всех других преходящих вещей, которым подчинено индивидуальное существо): без Знания Блаженство (Ananda) не может быть достигнуто». 

Знание рассеивает невежество, как свет рассеивает мрак. Как только невежество, которое порождается земными привязанностями, устранено и как только вместе с ним исчезли всякие иллюзии, высшее "Я" (Атман), начинает сиять вдали своим собственным великолепием.


Guenon R. L'homme et son devenir selon le Vedanta

Читать также: Видья-ГитаЙОГА-СУТРА

"В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ НИЧТО НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ. ВСЁ СУЕТА СУЕТ". СОЛОМОН