Карма подобна стреле выпущенной из лука

На джнани нет никакого пятна, хотя он кажется активным и вовлечённым в мирскую деятельность.


Карма «причина-следствие, воздаяние» — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон.

Закон кармы осуществляет реализацию последствий действий человека, как положительного, так и отрицательного характера, и, таким образом, делает человека ответственным за свою жизнь, за все те страдания и наслаждения, которые она ему приносит.


Три вида кармы: 
  • (1) созревшая, неотвратимая (прарабдха), 
  • (2) ожидающая, незавершённая (агами), 
  • (3) отложенная на будущее (санчита) 

являются общими для всех, не исключая и джнани. Только первая из них остаётся для джнани, а два других вида сожжены.

Карма созревает с течением времени; таков божественный закон. Когда она созрела, она обязана произвести свои плоды.

Карма того, кто деятелен после Самореализации, становится недейственной благодаря его мудрости.

"Карма, которая уже созрела и сейчас порождает свои плоды, называется прарабдха; она подобна стреле, уже выпущенной из лука, которая должна лететь по своей траектории, пока её начальный импульс движения не израсходуется".

Окружающая среда – это только результат прарабдхи: несмотря на то, что все видят её одинаковой, джнани реагируют на неё по-другому – согласно их собственным стадиям реализации.

Проявления удовольствия и боли наблюдаемы у мудрецов низшей категории, но они не оставляют никакого следа на них, в отличие от невежд; удовольствие и боль воздействуют на мудрецов средней категории таким же образом; однако они лишь неотчётливо реагируют на свою среду, как спящий человек реагирует на нежный ветерок или на насекомое, ползающее по нему; проявления удовольствия и боли, опять же, наблюдаемы и у лучших среди мудрецов, но, однако, они воспринимают их как мираж.

Невежды ожидают удовольствие и боль перед тем, как они наступят, погружаются в них снова и снова при их наступлении и мысленно возвращаются к ним после их завершения, и поэтому удовольствие и боль оставляют сильное впечатление в их умах.

Как может оставаться какая-либо карма, когда бушует безудержный огонь джнаны, сжигающий всё на своём пути?

Такая карма – всего лишь уловка, хотя зритель верит в то, что она настоящая. Сейчас я объясню этот момент.

"Состояние джнани считается тождественным состоянию Шивы. Между ними нет даже самого наименьшего различия. Поэтому карма не может загрязнять джнани".

Отрывок заключительной (22 главы) священной итихасы "Трипура Рахасья".


Читать также: Черты и качества джнани

Путь Знания (джнаны) и от­носящееся к нему поведение

"В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ НИЧТО НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ. ВСЁ СУЕТА СУЕТ". СОЛОМОН