Нрисимха – Человек-лев убивает царя демонов

Кто знает Его своим защитником, того Он хранит от любых опасностей и самой смерти.


Сыновья демонов неотрывно внимали поучениям Прахлады и с каждым услышанным словом сердца их все больше наполнялись спокойной радостью. А когда он замолчал, все то, что прежде дети узнали от школьных учителей, представлялось им совершенным вздором.

Когда же Шанда и Амарка заметили в поведении учеников признаки безразличия к мирским ценностям и выяснили, что виной тому Прахлада, их охватил неописуемый ужас. С повинной они явились в покои царя и признались в своей неспособности воспитать его отпрыска.

От рассказа придворных учителей Хираньякашипу затрясся в тупой ярости и велел немедленно доставить к нему Прахладу. На этот раз царь решил уничтожить своего сына во что бы то ни стало. Воистину никакие выпады врага не способны причинить нам большую обиду, чем предательство близкого существа. Хираньякашипу сотрясал воздух кулаками и шипел точно змея на которую наступили. Когда сын предстал перед его взором, он обрушился на ребенка с потоками брани. Прахлада же, сложив к груди ладони, кротко внимал своему родителю.

Хираньякашипу кричал: Настал твой час отправиться в обитель Смерти! Моего гнева боятся боги. Стоит мне нахмурить брови, как они прячутся по углам. Нет во вселенной такой силы, способной уберечь кого-либо от моей злобы. Но глупость придает тебе спокойствия! Неужели ты думаешь, что ты более неуязвим, чем небожители!

Блаженный Прахлада отвечал: О великий государь, спокойствия мне придает Тот, от Кого ты черпаешь свою силу. Он один дает силы всем существам, Ему повинуется и жизнь, и смерть. Твоя власть исходит от Него и если ты лишишься ее, то и на это будет Его воля. Угнетатели и угнетенные, движущиеся и неподвижные твари и даже сам творец, – все черпают силы от Него - Единого и Вездесущего.

Он повелевает временем, Его затеи непостижимы, а дела чудесны. Он наполняет силою наши чувства, ум и плоть. Он поддерживает в нас влечение к жизни. Он – животворящее Начало вселенной. Силою Своею Он разворачивает мир образов из небытия, поддерживает до поры и опять сворачивает в небытие. Он управляет тремя состояниями внешней природы и обеспечивает их взаимодействие. Он – тот, кто придает смысл существованию.

Хираньякашипу ответил: Несчастный, тебе ли, стоящему на волоске от смерти, поучать имущего власть над тобою. Если кто и враг себе, так это ты, ибо несешь вздор, чтобы больше раздразнить меня, вместо того, чтобы покаяться.

Жалкий болтун, не на кого тебе уповать в твой смертный час. И если есть у тебя невидимый вездесущий заступник, который более могуществен чем я, пусть Он появится сейчас же, хотя бы из этой колонны, ибо времени у Него не осталось.

Посмотрим, что ты возразишь, когда твоя голова покатится по этому полу. Хотел бы я видеть как Он защитит тебя! Где же твой Бог? Пусть явит Себя немедленно!

С этим словам Хираньякашипу сошел с престола и, обнажив меч, занес его над головой сына. Но прежде чем нанести Прахладе смертельный удар, он со всей силы стукнул кулаком по той колонне, на которую указывал только что.

В тот же миг из колонны раздался оглушенный рокот, словно где-то близко треснула скорлупа вселенной. Звук тот был такой силы, что обитатели высших миров, где правит непорочно рожденный Брахма подумали, что наступил конец света.

Испугались и демоны, бывшие рядом с Хираньякашипу. "Почему, - недоумевали они, - этот гром раздался в тот самый час, когда наш повелитель собрался претворить в жизнь свою угрозу?"

Чтобы ни у кого не было сомнений, что Его слуга всегда говорит истину, а также показать, что Он пребывает везде — даже в каменной колонне, Вседержитель, явил миру удивительный, невиданный доселе облик – Человека-льва, выйдя из колонны в престольном зале.

Пока Хираньякашипу озирался по сторонам, пытаясь понять природу необычного звука, из разрушенной им колонны появилось необычное существо – ни человек, ни лев, но сочленение обоих. "Что это за чудо?" - изумленно воскликнул правитель.

Демон впился глазами в невиданное Чудище, не в силах оторвать взор и не находя разумного объяснения происходящему. Вид Человекольва [Нарасимхи] действительно заставил бы трепетать самое бесстрашное сердце: Его свирепые глаза отливали цветом расплавленного золота; огромный свирепый лик казался еще больше от вздыбленной сияющей гривы; смертельный страх внушали Его оскаленные клыки, а язык, словно острый меч в руках искусного воина, метался из стороны в сторону. Уши торчали из гривы как две скалы в лесной чаще, ноздри и отверстый зев напоминали горные пещеры, а разомкнутые челюсти - две исполинские волны, готовые затянуть в бездну небытия. Тело Незнакомца казалось доставало небосвода. У Него была короткая и толстая шея, широкая грудь и тонкая талия, туловище покрывали серебристые, как лунный свет, волоски. Его руки - рать отважных воинов - простирались во всех направлениях, и не было такого злодея, способного уберечься от Его оружия – лотоса, раковины, булавы и огненного колеса.

"Судя по всему, - молвил демон, - Бог прибегнул к Своим тайным силам, чтобы погубить меня. Посмотрим, как у него это получится - что Он поставит против моего могущества". С этими словами златовласый герой, схватил палицу и бросился на Человекольва, как слон на льва.

Подобно мотыльку в пламени костра, Хираньякашипу исчез в сиянии лучезарного Человека-льва. Что говорить о темном злодее, если мрачное безжизненное вещество озаряется светом вечно благого Господа в час творения вселенной!

И как царь птиц играется со змеей, прежде чем разорвать ее, Нрисимха позволил златовласому герою выскользнуть из Его рук. Богам же познавшим горечь поражений от великого демона, было не до веселия, в страхе за свои судьбы они попрятались за тучи.

С проворностью змеи или царя птиц Гаруды, Нрисимха вцепился в демона, которому доселе удавалось ускользнуть даже от молнии небесного правителя Индры. Извиваясь и корчась, несчастный пытался выскользнуть из крепких обьятий невиданного Существа, но Человеколев притянул его к Себе на бедра и перед вратами тронного зала разорвал на две части.

Сотрясая гривой, Нрисимха разметал в стороны облака на небе; блеском очей Он затмевал сияние светил, а дыханием поднял бурю на морях и океанах. От Его рыка, в ужасе взвыли исполинские слоны, поддерживающие десять сторон света.

От ветра, поднятого Его гривой, разбросало по вселенной летающие корабли небожителей. Под тяжестью Его стоп Земля, замедлила свой ход и сошла с орбиты, волны землетрясения образовали новые горы. От сияния Его тела померк свет на небе.

Никто не решался взглянуть на лик Всевышнего – столь ужасен он в Своей свирепости; не имеющий равных Себе в целом мире Он занял престол свергнутого царя. Присутствовавших охватил благоговейный трепет, но оцепеневшие от увиденного они решались приблизиться, чтобы выразить почтение новому Повелителю.

Долгие годы голова вселенной – сословие богов – мучалась болью. Теперь же боль отступила. Создатель собственноручно избавил вселенную от недуга. Жены богов ликовали в небесах и осыпали Спасителя цветами.

Увидев кроткого Прахладу у Своих стоп, Человек-лев преисполнился нежности к Своему верному слуге. Он поднял дитя с земли и возложил ему на чело Свою благословенную руку, - избавляющую от страха перед смертоносной змеей времени.

От прикосновения Господа сердце мальчика в тот же миг очистилось от мирской скверны. Он узрел Высшую Душу, пронизывающую Собою все сущее. Все его бытие преисполнилось неземной благодати, на глазах выступили слезы радости.

***
Прахлада сказал: Господин мой великодушный, позволь мне просить об одной милости, - не для себя, но для своего родителя. Знаю, что он ушел из жизни свободным от всех грехов, ибо перед самой кончиною узрел Твой лик; но всю жизнь до того, он не ведая Твоего могущества хулил и притеснял Твоих покорных слуг, полагая Тебя убийцей его брата. Он поносил Тебя, учителя всех существ, и совершал иные грехи в отношении тех, кто дорог Тебе. Я хочу, чтобы Ты простил все его злодеяния.

Всевышний сказал: О безгрешный Прахлада, тебе не зачем отдельно просить о спасении твоего отца - не только он, но двадцать одно поколение твоих предков избавились от всех грехов, благодаря тому, что ты появился в их роду.

Племя последних нечестивцев стяжает славу праведников, когда в нем рождается душа преданная Богу, - благонравная, умиротворенная и беспристрастная, подобно тому как за один добрый поступок прощаются прошлые злодеяния.

***
Так проклятые юными мудрецами, двое привратников царства Божьего в первый раз родились в бренном мире сыновьями Дити. Обманутые иллюзией, они полагали Всевышнего, пребывающего в сердце каждого существа, своим врагом и, бросив вызов Его власти, были убиты Им. Так Всевышний Господь, Душа всего живого, который никогда не бросает Своих в беде, уничтожил демона и спас Прахладу, а заодно и всю вселенную.


Фрагмент текста Шримад Бхагаватам  Песнь 7  Глава 08. Господь Нрисимхадева убивает царя демонов


К НАЧАЛУ

"В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ НИЧТО НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ. ВСЁ СУЕТА СУЕТ". СОЛОМОН