Притча о секрете смирения, приближающихся к Богу

Тщеславие истребляется скрытным действованием, а гордость - приписыванием Богу исправно делаемых дел.

(прп. Максим Исповедник)

Тщеславие, наряду с вожделением и завистью, подталкивает человека к развитию и, таким образом, косвенно приводит человечество к духовному исправлению, несмотря на негативные проявления этих качеств в нашем мире. Тщеславие устанавливает человека на место бога в мире и этим отделяет его от реальности. Б.Сулам

"Однажды монахи говорили о смирении и о том, что чем больше приближается человек к Богу, тем яснее осознает свою греховность.


Услышал случайно их разговор один паломник — богатый горожанин — и удивился:

- Как такое может быть?

Тогда один из монахов сказал ему:

- Господин, скажи мне, кем ты считаешь себя в своем городе?

В своем городе я самый богатый, знатный и именитый.

- Если же ты пойдешь в соседний богатый торговый город, то кем будешь считать себя там?

- В соседнем городе я был бы последним из богачей.

- А если пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, то кем ты тогда будешь считать себя?

- Рядом с царем я бы казался себе почти нищим.

- Вот так и святые, — сказал монах, - чем больше приближаются к Богу, тем яснее видят свою греховность".

КОНЕЦ ПРИТЧИ

*** 

Тщеславие рождает гордость, иногда быв изгоняемо, а иногда оставаясь. Но, быв изгоняемо, оно приводит самомнение, а оставаясь — надменность (прп. Максим Исповедник).

***

Часто случается, что червь, достигши полного возраста получает крылья и возлетает на высоту; так и тщеславие усилившись, рождает гордость, всех зол начальницу и совершительницу (прп. Иоанн Лествичник).

***

Между человеческими действиями многие добры сами по себе, но бывают недобрыми по какой-либо причине. Например, пост и бдение, молитва и псалмопение, милостыня и странноприимство сами по себе суть дела добрые, но когда делаются из тщеславия, тогда они уже не добры (прп. Максим Исповедник).
***

Немалый подвиг освободиться от тщеславия; освобождаются же от него тайным творением добродетелей и частой молитвой, а признак освобождения не злопамятствовать... на злословящего (прп. Максим Исповедник).


"В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ НИЧТО НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ. ВСЁ СУЕТА СУЕТ". СОЛОМОН