Чтобы сознание действительно погрузилось в игру Абсолютной Истины, необходимо обуздать ум, оскверненный похотью и вечно ищущий предметы потребления.
Очень важно, чтобы ум йога всегда был умиротворен. На этой ступени у души нет препятствий для соприкосновения со Всевышним, Абсолютной Истиной.
В этом состоянии свободы, душа имеет возможность связать себя взаимоотношениями с Высшей Истиной. Задача йога - осознать, что тело не его собственность.
TЕКСT 1
шри-бхагаван увача
йогасйа лакшанам вакшйе сабиджасйа нрпатмадже
мано йенаива видхина прасаннам йати сат-патхам
Господь Бог сказал: О дочь царя, дорогая матушка, Я расскажу тебе, как постичь Абсолютную Истину с помощью самопогружения и созерцания. Кто идет этим путем, сердце того наполняется радостью.
TЕКСT 2
сва-дхармачаранам шактйа видхармач ча нивартанам
даивал лабдхена сантоша атмавич-чаранарчанам
Прежде всего нужно стараться как можно лучше исполнять свои обязанности и не браться за чужие. Следует довольствоваться тем, что приходит тебе по милости свыше и не завидовать приобретениям других. Следует искать духовного учителя и, найдя, принять его власть безоговорочно, ибо служитель Истины [гуру] приведет тебя к Истине.
TЕКСT 3
грамйа-дхарма-ниврттиш ча мокша-дхарма-ратис татха
мита-медхйаданам шашвад вивикта-кшема-севанам
Затем следует отбросить все мирские условности, в том числе отправление религиозных обрядов, и полученную свободу направить на поиск Истины. Также необходимо быть умеренным в еде и жить в уединении вдали от скопления людей.
TЕКСT 4
ахимса сатйам астейам йавад-артха-париграхах
брахмачарйам тапах шаучам свадхйайах пурушарчанам
Нужно стараться не причинять боль другим, быть правдивым, непритязательным в быту, довольствоваться самым необходимым, воздерживаться от любого прелюбодеяния, не потворствовать желаниям плоти, хранить чистоту мыслей, прислушиваться к откровениям святых [священным писаниям], изучать Веды и преклоняться только перед Абсолютной Истиной, Всевышним Господом.
TЕКСT 5
маунам сад-асана-джайах стхаирйам прана-джайах шанаих
пратйахараш чендрийанам вишайан манаса хрди
Следует быть немногословным. Очень важно, чтобы ум йога всегда был умиротворен. Для этого с помощью особых поз и дыхания нужно добиться равновесия воздушных потоков в теле. Следующий шаг – самосозерцание. Оно необходимо, чтобы отвлечь чувства от объектов чувств. Это позволит постепенно погрузиться во внутреннюю реальность.
TЕКСT 6
сва-дхишнйанам эка-деше манаса прана-дхаранам
ваикунтха-лилабхидхйанам самадханам татхатманах
Затем йог должен силой ума собрать все жизненные воздушные потоки и направить их в одну точку. В это мгновение заканчивается существование души в материальном мире, и душа [сознание] попадает в область совершенного покоя и безмятежности [самадхи], за которой начинается мир, где Истина движется и играет [вайкунтха-лила].
TЕКСT 7
этаир анйаиш ча патхибхир мано душтам асат-патхам
буддхйа йунджита шанакаир джита-прано хй атандритах
Чтобы сознание действительно погрузилось в игру Абсолютной Истины, необходимо обуздать ум, оскверненный похотью и вечно ищущий предметы потребления. Это можно сделать способом, описанным Мною выше, или иным способом, изложенным в священных писаниях.
TЕКСT 8
шучау деше пратиштхапйа виджитасана асанам
тасмин свасти самасина рджу-кайах самабхйасет
Кто избрал для обуздания ума этот путь йоги, должен удалиться в уединенное место, расстелить подстилку, сесть в удобное положение [асану], выпрямить спину и приступить к дыхательным упражнениям.
TЕКСT 9
пранасйа шодхайен маргам пура-кумбхака-речакаих
пратикулена ва читтам йатха стхирам ачанчалам
Чтобы очистить русла жизненного воздуха, йог должен дышать следующим образом: глубокий вдох, задержка дыхания и долгий выдох. Mожно делать то же самое в обратном порядке. Чем ровнее и медленнее дыхание, тем спокойнее ум. Чем спокойнее ум, тем меньше отвлекаешься на раздражители внешнего мира.
TЕКСT 10
мано 'чират сйад вираджам джита-швасасйа йогинах
вайв-агнибхйам йатха лохам дхматам тйаджати ваи малам
Кто научился управлять дыханием, тому легко избавиться от умственных беспокойств, подобно тому, как золото, помещенное в раздуваемый воздухом огонь, легко очищается от примесей.
TЕКСT 11
пранайамаир дахед дошан дхаранабхиш ча килбишан
пратйахарена самсарган дхйаненанишваран гунан
Правильное дыхание равномерно распределяет жизненные потоки в теле. Это позволяет привести в равновесие ум. Когда ум уравновешен, уходит похоть. Когда нет похоти, рвутся последние связи с внешним миром и душа избавляется от последствий прошлых поступков. На этой ступени у души нет препятствий для соприкосновения со Всевышним, Абсолютной Истиной.
***
TЕКСT 36
со 'пй этайа чарамайа манасо нивриттйа
тасмин махимнй аваситах сукха-духкха-бахйе
хетутвам апй асати картари духкхайор йат
сватман видхатта упалабдха-паратма-каштхах
Достигнув состояния безмятежного созерцания, сознание выходит за рамки добра и зла. Его деятельность во внешнем мире останавливается, а то, что кажется деятельностью, не имеет последствий. В этом состоянии свободы, душа имеет возможность связать себя взаимоотношениями с Высшей Истиной. Ложное самомнение – причина радости и печали в мире иллюзий. В отношениях же с Истиной [Всевышним] рождается истинное "я".
TЕКСT 37
дехам ча там на чарамах стхитам уттхитам ва
сиддхо випашйати йато 'дхйагамат сварупам
даивад упетам атха даива-вашад апетам
васо йатха парикртам мадира-мадандхах
Душа, осознавшая себя непричастным наблюдателем в объективном мире, избавляется от чувства владения материальным телом. Такая свободная душа не отдает себе отчет, движется тело или не движется, во что одето и что ест, как пьяный не отдает себе отчет, одет он или обнажен.
TЕКСT 38
дехо 'пи даива-вашагах кхалу карма йават
сварамбхакам пратисамикшата эва сасух
там са-прапанчам адхирудха-самадхи-йогах
свапнам пунар на бхаджате пратибуддха-вастух
Прозревшая душа поручает судьбу своего тела воле проведения. Тело живет само собой, пока не исполнится предначертанное судьбой. В состоянии совершенной безмятежности [самадхи], душа утрачивает чувство собственности. Она не считает своим ни то, что связано с телом, ни само тело. Пробудившееся сознание воспринимает свое тело и окружающих, как проснувшийся - персонажи своих сновидений.
TЕКСT 39
йатха путрач ча виттач ча пртхан мартйах пратийате
апй атматвенабхиматад дехадех пурушас татха
Дом, семья и богатства – все это принадлежит телу, поскольку, когда тело перестает подавать признаки жизни, дом, семья и богатства переходят в собственность к другому. Потому, когда человек привязан к этому, он очень дорожит телом и считает тело самым ценным своим достоянием. Однако подобно тому, как имущество принадлежит хозяину, но отлично от него, тело принадлежит душе, но отлично от нее. Задача йога - осознать, что тело не его собственность.
TЕКСT 40
йатхолмукад виспхулингад дхумад вапи сва-самбхават
апй атматвенабхиматад йатхагних пртхаг улмукат
Как искра, дым и язык пламени порождены огнем, не могут существовать без него, но при этом отличны от него, так тело и ум порождены сознанием, не могут существовать без него, но отличны от него. Тень не живет без своего хозяина.
TЕКСT 41
бхутендрийантах-каранат прадханадж джива-самджнитат
атма татха пртхаг драшта бхагаван брахма-самджнитах
Сознание, наделенное умом и чувствами и облаченное в тело из пяти стихий, наблюдает движение образов материального мира. Высшая Истина [Всевышний] наблюдает за наблюдателем.
TЕКСT 42
сарва-бхутешу чатманам сарва-бхутани чатмани
икшетананйа-бхавена бхутешв ива тад-атматам
Йог видит присутствие Единого Начала во всем сущем, ибо все сущее - разные грани [энергии] Абсолютной Истины. Истина одна, но многогранна: такой видит Ее душа, пробудившаяся ото сна.
TЕКСT 43
сва-йонишу йатха джйотир экам нана пратийате
йонинам гуна-ваишамйат татхатма пракртау стхитах
Как огонь изменяется, поглощая разные виды дерева, так сознание [душа] проявляет себя по-разному, соприкасаясь с разными состояниями материи [иллюзии]. Физическое тело – тень сознания, которую оно отбрасывает, соприкасаясь с иллюзией.
TЕКСT 44
тасмад имам свам пракртим даивим сад-асад-атмикам
дурвибхавйам парабхавйа сварупенаватиштхате
Чтобы одержать победу над иллюзией [майей, материальным миром], нужно обуздать мысль, ибо образы иллюзии живут в мысли. Итак, умиротворив ум, можно вырваться из оков иллюзии. Но эта задача невероятно трудна, ибо ум - тоже иллюзия. Мысль порождает материю и является порождением материи, сознание лишь наблюдает за этими превращениями.
Шримад-Бхагаватам, III Книга Мудрецов