Свобода - 8 Этап

Недостаточно даже быть свободным. Следующий этап – знать, что ты свободен.

Под влиянием бесстрастности возникает свобода – духовная свобода, вимукти. В наши дни довольно много говорят о свободе, и большинство людей, как кажется, думают, что свобода – это просто поступать, как тебе нравится. Но буддийская концепция свободы означает совершенно другое. 

В ранних буддийских учениях свобода состоит из двух частей. Во-первых, есть чито-вимукти – свобода ума, которая обозначает полную свободу от любой субъективной эмоциональной и психологической предвзятости, от предрассудков, от любой психологической обусловленности. И, во-вторых, есть праджня-вимукти – «свобода мудрости», под которой понимается свобода от всех неверных воззрений, всего неведения, всей ложной философии, всех мнений. 


Эта полная свобода сердца и ума на высочайшем из возможных уровней – цель и объект буддийской жизни и практики. Однажды Будда сказал:

«Как у океана один вкус, вкус соли, так и у моего учения один вкус, вкус свободы». 

Это окончательная цель, если хотите, завершение буддизма – этот вкус полной духовной свободы, свободы от всего обусловленного, даже от самого различия между обусловленным и Необусловленным, как часто говорится в Махаяне. 

Махаяна (дословно «Великая колесница») — одно из двух основных существующих направлений буддизма, отличающихся по философии и способам практики. Махаяна — Великая (Большая) колесница буддийского пути, проходя по которому, буддисты стремятся достичь Пробуждения во благо всех живых существ. 

Знание о разрушении ашрав

Но эта свобода – это не завершение духовного пути, не совсем так. Далее под влиянием свободы возникает этап, который называют «знанием о разрушении ашрав». 

Недостаточно даже быть свободным. Следующий этап –  знать, что ты свободен. И человек знает, что он свободен, если произошло разрушение ашрав. 

Asrava (омрачение/загрязнение) - очень выразительное слово, которое обозначает своего рода умственный яд, наполняющий ум. 

Есть три ашравы – камашрава, что означает яд желания или страсти к переживаниям, получаемым посредством пяти органов чувств, бхавашрава, цепляние за любую форму обусловленного существования, даже существования богом, и авидьяшрава – яд духовного неведения. Когда эти яды устранены, и когда человек знает, что они устранены, тогда разрушена, по крайней мере, жажда или страстное желание, тришна, эмоциональная составляющая духовного неведения. Вы разорвали цепь в ее самом слабом и самом сильном звене. Теперь под влиянием ощущений не возникает вообще никаких желаний. 

На этом этапе вы достигли окончания спирального пути, вы достигли состояния Будды.        .  

«Что такое Дхарма? — Сущность учения Будды»У.Сангхаракшита

НАЗАД К ОГЛАВЛЕНИЮ                                                    ДАЛЕЕ: Естественный процесс роста

"В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ НИЧТО НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ. ВСЁ СУЕТА СУЕТ". СОЛОМОН