ВЕРА - 2 Этап

Как только возникла вера, у вас в жизни появляется конкретная цель – развивать свою связь с высшим измерением, к которому вы стали восприимчивы.


Этот отклик является тем, что в традиции буддизма называют верой. И это следующий шаг по спиральному пути:
- под влиянием неудовлетворенности возникает вера.

На санскрите это обозначается, словом шраддха. Мы переводим его как «вера», хотя это не вера в смысле веры в истинность чего-то, что нельзя продемонстрировать рационально. Слово «шраддха» можно также перевести как уверенность или преданность, и оно относится ко всей эмоциональной стороне духовной жизни в целом. Слово происходит от глагола, который означает «устремлять сердце».


Поэтому вера (в буддийском смысле) означает устремление сердца к Необусловленному, к Абсолюту, а не к обусловленному. Это переориентация всей эмоциональной жизни. 

Другими словами, это этически здравая противоположность тришне, страстному желанию или жажде. Под влиянием ощущения – в данном случае ощущения того, что этот мир не приносит удовлетворения – возникает не страстное желание, а вера, вера в нечто высшее, выходящее за пределы мира, восприимчивость к высшему измерению истины и реальности. Возможно, лучшее определение веры – это то, что она является откликом того, что абсолютно в нас, на то, что абсолютно во Вселенной.

Для буддистов особое значение имеет вера в Три Драгоценности: Будду - Просветленного Учителя, Дхарму - путь, ведущий к Просветлению, и Сангху - духовное сообщество тех, кто достиг высших состояний запредельного пути.  Их называют Тремя Драгоценностями, потому что, точно так же, как драгоценные камни – это самые ценные вещи в материальном мире, так и Будда, Дхарма и Сангха – три самые драгоценные вещи, три высочайшие ценности в духовном мире.

Вера – этот интуитивный, эмоциональный, даже мистический отклик на нечто высшее, превосходящее, нечто, обладающее абсолютной ценностью – это первый шаг на спиральном пути и самое начало духовной жизни. Затем под влиянием веры возникает радость. Это следующий шаг. Вы нашли то, что искали. Возможно, вам не удалось ухватиться  за него, но, по крайней мере, вы увидели проблеск этого, подобно солнцу, проглянувшему в облаках. Поэтому после долгого периода поисков вы естественным образом испытываете радость и удовлетворенность. 

Более того, этот контакт с высшими ценностями уже начинает преображать вашу жизнь. Это не просто нечто теоретическое. Ваше сердце действительно возвысилось, именно это буквально означает слово «шраддха» – возвышение сердца. Вы поднялись к чему-то высшему, коснулись чего-то высшего, пережили, хотя бы на мгновение, нечто высшее. Вследствие этого соприкосновения, сколь бы кратким и, так сказать, наэлектризованным оно не было, начинаются изменения. Вы ощущаете, что теперь в вашей жизни есть конкретная цель. Прежде вас просто бесцельно несло по течению в стремлении к тому или иному - образованию, продвижению по службе, браку, хорошей пенсии, – чему угодно. Но как только возникла вера, у вас в жизни появляется конкретная цель – развивать свою связь с высшим измерением, к которому вы стали восприимчивы. 

Конечно, это обычно не слишком простое дело. Вера может возникнуть, но может и угаснуть. После первоначального порыва воодушевления по отношению к духовной жизни и периода, когда вы читаете все, что попадается вам в руки, ходите на лекции и занятия по медитации, интерес внезапно утрачивается. Возможно, нас привлекает что-нибудь другое, или, если быть честными, мы просто сыты по горло попытками быть «духовными» и хотим оставить все это на какое-то время. Маятник может качаться туда-сюда довольно долгое время, по мере того как наш энтузиазм в духовной жизни растет и падает, но со временем колебания становятся все слабее и слабее, пока однажды маятник не остановится посередине.

Когда вера человека укрепляется, он постепенно становится менее зацикленным на себе. Его эгоизм оказывается подорван и поколеблен, и в результате человек становится или начинает становиться немного более щедрым и хотя бы чуть-чуть выходит за пределы себя. Человек уже не склонен так крепко цепляться за вещи. То, что можно описать как низшую часть человеческой природы, часть, которая главным образом заинтересована в таких вещах, как пища, сон и секс, начинает сознательно управляться высшей частью нашей природы. Человек начинает жить просто и причинять другим меньше вреда, и это делает его более счастливым и удовлетворенным. Обретя покой в самом себе, человек меньше полагается на внешние вещи. Он уже не нуждается в них так сильно, как раньше. Его не заботит, есть ли у него прекрасный дом в пригороде, яркая машина и тому подобное. Став независимым от всех этих вещей, став гораздо свободнее и беспристрастнее, чем раньше, человек может существовать в мире с самим собой. 

Возможно, он не открывает полностью то, что обнаружил, но он создает с ним связь, знает, что она существует, и эта связь уже начала преображать его жизнь. Он, естественным образом приходит к тому, чтобы начать жить более нравственной жизнью, в особенности в том, что касается соблюдения того, что в буддизме называют пятью наставлениями:

  1. не отнимать жизнь, 
  2. не брать того, что не дано, 
  3. воздерживаться от неправильного сексуального поведения, 
  4. говорить правду, 
  5. воздерживаться от опьяняющих или затормаживающих напитков и наркотиков. 
У него более или менее ясное сознание. Поэтому он испытывает радость. Другими словами, радость – следующий этап духовного пути.


«Что такое Дхарма? — Сущность учения Будды» У. Сангхаракшита


НАЗАД К ОГЛАВЛЕНИЮ                                                                       ДАЛЕЕ: Этап - РАДОСТЬ

"В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ НИЧТО НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ. ВСЁ СУЕТА СУЕТ". СОЛОМОН