Постичь природу бытия - научиться видеть себя отличным от материи

В действительности сознание [душа] не принадлежит вещественному миру, но желание господствовать над миром вещей делает его рабом этого мира.

Чтобы вырваться из цепей иллюзии, следует отказаться от желания обладать чем бы то ни было в объективном мире.

Так по наличию мысли, тела, ощущений и самомнения [эго] можно понять, что существует "я", обладатель мысли, тела и ощущений. Они – отражение "я", сознания. 

Чтобы осознать себя, нужно расстаться с приобретенным самомнением [ложным эго].


TЕКСT 1
шри-бхагаван увача
пракрти-стхо 'пи пурушо  наджйате пракртаир гунаих
авикарад акартртван  ниргунатвадж джаларкават

Господь Капила продолжал: Когда сознание [субъект], будучи вечным и неизменным, избавляется от чувства собственности, на него больше не влияет материя и ее видоизменеия [гуны]. Сознание, прикоснувшись к вечному,  становится безучастным к игре материи в различных ее состояниях, хотя продолжает иметь материальное тело, как солнце имеет отражение в воде, но не зависит от его изменений.

TЕКСT 2
са эша йархи пракртер  гунешв абхивишаджджате
аханкрийа-вимудхатма  картасмитй абхиманйате

Когда субъект [сознание] очарован игрой собственного самомнения [эго] и материи, он начинает мнить себя частью метерии [объективного мира] и отождествляет себя с материальным телом. Оказавшись в этой иллюзии, субъект [сознание] полагает, что совершает деятельность, и плоды деятельности принадлежат ему.

TЕКСT 3
тена самсара-падавим  авашо 'бхйетй анирвртах
прасангикаих карма-дошаих  сад-асан-мишра-йонишу

Вожделея плоды деятельности, сознание [душа] вынуждено переселяться из одной оболочки в другую, чтобы пожинать плоды деятельности, хорошие и плохие. Пока душа не осознает, что является лишь наблюдателем того, как материя взаимодействует сама с собой, она будет страдать, полагая, что лишается хороших плодов деятельности или обретает плохие.

TЕКСT 4
артхе хй авидйамане 'пи  самсртир на нивартате
дхйайато вишайан асйа  свапне 'нартхагамо йатха

В действительности сознание [душа] не принадлежит вещественному миру, но желание господствовать над миром вещей делает его рабом этого мира. Как спящий мучается кошмарами, сознание, очарованное материей, мучается иллюзиями.

TЕКСT 5
ата эва шанаиш читтам  прасактам асатам патхи
бхакти-йогена тиврена  вирактйа ча найед вашам

Чтобы вырваться из цепей иллюзии, следует отказаться от желания обладать чем бы то ни было в объективном мире, избавиться от привязанностей и сдаться на милость Всевышнего. Служение Господу – лучший способ избавиться от рабства иллюзий. Служение Всевышнему – высший вид йоги.

TЕКСT 6
йамадибхир йога-патхаир  абхйасан шраддхайанвитах
майи бхавена сатйена  мат-катха-шраванена ча

Кто обрел веру в Меня, кто говорит и слушает обо Мне, кто предан Мне одному, тот уже обуздал ум и плоть, что является заветной целью всех йогов. Если йогу посчаливится обрести веру в Меня, все, чего он достиг прежде, покажется ему незначительным. 

TЕКСT 7
сарва-бхута-саматвена  нирваиренапрасангатах
брахмачарйена маунена  сва-дхармена балийаса

Кто доверился Мне, тот одинаково относиться ко всем, ни к кому не питает вражды и вожделения. Кто предан Мне, тот хранит целомудрие, немногословен и считает своим единственным долгом служение Мне. Все, что у него есть, принадлежит Мне, и Мне он жертвует плоды своего труда. 

TЕКСT 8
йадрччхайопалабдхена  сантушто мита-бхун муних
вивикта-шаранах шанто  маитрах каруна атмаван

Йог должен довольствоваться доходом, который получает без особых усилий. Он не должен есть больше, чем необходимо, должен жить вдали от людей, стремиться постичь природу бытия, должен быть умиротворенным, дружелюбным, сострадательным и помнить о том, что не принадлежит материальному миру.


TЕКСT 9
санубандхе ча дехе 'сминн  акурванн асад-аграхам
джнанена дршта-таттвена  пракртех пурушасйа ча

Постичь природу бытия значит научиться видеть себя отличным от материи. Кому удалось это, тот воистину прозрел. Кто не отождествляет себя с телом и не  привязан к тому, что связано с телом, тот избавил себя от страданий.

TЕКСT 10
нивртта-буддхй-авастхано  дури-бхутанйа-даршанах
упалабхйатманатманам  чакшушеваркам атма-дрк

Кто предан мне, тот поднимается до Моего бытия [обители], минуя все прочие уровни бытия и сознания и отказавшись от прочих представлений о себе и мире. Так избавившись от ложного самомнения [эго], он видет свое подлинное "я" в отношениях со Мной. Это для него так же очевидно, как солнце в небе.

TЕКСT 11
мукта-лингам сад-абхасам  асати пратипадйате
сато бандхум асач-чакшух  сарванусйутам адвайам

Кто прозрел и обрел свободу, тот видит Единую истину [Всевышнего] всюду, даже в многочисленных образах иллюзии, понимая, что иллюзия - всего лишь отражение истины. Истина – причина иллюзии, но благодаря иллюзии можно понять, что существует Истина, ибо иллюзия скрывает Истину. Благодаря иллюзии мудрый понимает, что есть Истина. Благодаря разнообразию, мудрый понимает, что Единая истина [Всевышний] присутствует во всем. 

TЕКСT 12
йатха джала-стха абхасах  стхала-стхенавадршйате
свабхасена татха сурйо  джала-стхена диви стхитах

Наблюдая свет в воде, можно понять, что существует солнце. Если есть тень, значит есть хозяин тени и источник света. Наблюдая тени [образы] материального мира, мудрый сознает существование Всевышнего Господа, Единой причины бытия. Как солнце присутствует в своем отражении, так Всевышний присутствует там, где Его не видно и где отрицают Его существование. 

TЕКСT 13
эвам триврд-аханкаро  бхутендрийа-маномайаих
свабхасаир лакшито 'нена  сад-абхасена сатйа-дрк

Так по наличию мысли, тела, ощущений и самомнения [эго] можно понять, что существует "я", обладатель мысли, тела и ощущений. Они – отражение "я", сознания. Кто прозрел, видит себя внутри своего отражения и видит Всевышнего [Высшее начало] внутри себя. 

TЕКСT 14

бхута-сукшмендрийа-мано  буддхй-адишв иха нидрайа
линешв асати йас татра  винидро нираханкрийах

Кто пробудился ото сна иллюзии, тот не связан последствиями своей деятельности. Кто избавился от ложного самомнения, на того не действуют законы вещественного мира, хотя может показаться, что он вовлечен в движение  материальных стихий, работу ума, рассудка и чувств. 

TЕКСT 15
манйаманас тадатманам  анашто наштаван мрша
наште 'ханкаране драшта  нашта-витта иватурах

В бодрствующем состоянии душа легко осознает, что является лишь наблюдателем, но во сне у нее появляется преобретенное самомнение [эго], которое очень дорого ей, и на основании которого ей кажется, что она действует. Так душа боится потерять приобретенное самомнение, как человек боится потерять деньги, полагая, что на этом его существование закончится. Это и есть страх смерти.

TЕКСT 16
эвам пратйавамршйасав  атманам пратипадйате
саханкарасйа дравйасйа  йо 'вастханам ануграхах

Осознать свою истинную сущность значит вернуться в состояние, предшествующее сну [иллюзии материального разнообразия]. Чтобы осознать себя, нужно расстаться с приобретенным самомнением [ложным эго]. Кто осознал себя, тот обрел свободу. 

TЕКСT 17
девахутир увача
пурушам пракртир брахман  на вимунчати кархичит
анйонйапашрайатвач ча  нитйатвад анайох прабхо

Девахути спросила: Разве сознание может существовать без материальной оболочки? Разве можно разъединить наблюдателя и предмет наблюдения? Разве можно разъединить сознание и материю? Если душа освободится от материи [иллюзии], где она будет существовать? 

TЕКСT 18
йатха гандхасйа бхумеш ча  на бхаво вйатирекатах
апам расасйа ча йатха  татха буддхех парасйа ча

Как запах земли не может существовать отдельно от земли, а вкус воды - отдельно от воды, так сознание не может существовать отдельно от предмета осознания. Разве может наблюдатель существовать без объекта наблюдения?

TЕКСT 19
акартух карма-бандхо 'йам  пурушасйа йад-ашрайах
гунешу сатсу пракртех  каивалйам тешв атах катхам

С одной стороны, причина порабощения души [сознания] в том, что она наблюдает взаимодействие материальных стихий, с другой стороны - ее природа быть наблюдателем. Выходит, обретя свободу, она утратит свою природу. 

TЕКСT 20
квачит таттвавамаршена  ниврттам бхайам улбанам
анивртта-нимиттатват  пунах пратйаватиштхате

Даже осознав призрачность объективного мира и освободившись от рабства чар и страха смерти, душа снова попадет в рабство иллюзии, ибо нельзя самому изменить свою природу.

TЕКСT 21
шри-бхагаван увача
анимитта-нимиттена  сва-дхарменамалатмана
тиврайа майи бхактйа ча  шрута-самбхртайа чирам

Господь сказал: Можно освободиться от приобретенного самомнения [рабства ложного эго], если не желать плодов своего труда, выполнять свой долг, не привязываясь к последствиям, и в душе всегда быть отстраненным от происходящего. Но самый верный способ обрести свободу – стать Моим слугой, внимать рассказам обо Мне, посвящать Мне свои мысли, речь и поступки.

TЕКСT 22
гьянена дришта-таттвена  ваирагйена балийаса
тапо-йуктена йогена  тивренатма-самадхина

Кто ищет Истину, тот должен быть готов отказаться от всего ради Истины. Чтобы прикоснуться к Истине, что находится внутри тебя, нужно пожертвовать всем, что есть у тебя во вне. Настоящий йог – тот, кто терпит лишения ради Истины. 

TЕКСT 23
пракртих пурушасйеха  дахйамана тв ахар-нишам
тиро-бхавитри шанакаир  агнер йонир ивараних

Душа [cознание], заключенная в материю [иллюзию], словно пламя, дремлющее в дереве. Как огонь, спрятанный в дереве, разгорается с помощью дерева и уничтожает его, так душа, с помощью самой иллюзии [материи], отвергаяя ее, уничтожает иллюзию и приходит к Истине. 

TЕКСT 24
бхукта-бхога паритйакта  дршта-доша ча нитйашах
нешварасйашубхам дхатте  све махимни стхитасйа ча

Осознав порочность стремления господствовать над материей и отказавшись от этого стремления, душа [сознание] обретает свободу и предстает во всем величии, как пламя, вырвавшееся наружу.

TЕКСT 25
йатха хй апратибуддхасйа  прасвапо бахв-анартха-бхрт
са эва пратибуддхасйа  на ваи мохайа калпате

Кто ищет власти над материей, тот словно спит. Во сне человек - раб своих сновидений. Полагая, что обрел власть над миром, во сне человек сам становится рабом иллюзий. Но, просыпаясь и обретая ясное сознание, он перестает воспринимать всерьез то, что привиделось ему во сне.

TЕКСT 26
эвам видита-таттвасйа  пракртир майи манасам
йунджато напакурута  атмарамасйа кархичит

Mатерия [иллюзия] не может причинить вреда тому, кто познал истину о себе. Извне может показаться, что он погряз в мирских делах, но внутри он всегда с Истиной, и его ничто не связывает с миром вещей.

TЕКСT 27
йадаивам адхйатма-ратах  калена баху-джанмана
сарватра джата-ваирагйа  абрахма-бхуванан муних

Кто, пройдя долгие испытания, претерпев многие лишения в течение многих жизней, прикоснулся к красоте Истины, тот утрачивает вкус к обладанию чем-либо, даже в раю. Верность Истине  есть высшая мудрость и совершенство йоги.

TЕКСT 28
мад-бхактах пратибуддхартхо  мат-прасадена бхуйаса
нихшрейасам сва-самстханам  каивалйакхйам мад-ашрайам

Кто предан Мне, Высшей Истине, тому Я милостиво открываю Себя. Кому открылась Высшая Истина, тот познал свою природу и природу мира внешней иллюзии [материи]. Тогда ему открываются врата в Мою обитель, царство прекрасного очарования. 

TЕКСT 29
прапнотиханджаса дхирах  сва-дрша ччхинна-самшайах
йад гатва на нивартета  йоги лингад виниргаме

Окунуться в Мою прекрасную иллюзию – заветная цель всякой души. Расставшись с чувством обладания и ложным самомнением [телом], йог оказывается в царстве Моей прекрасной иллюзии и больше не возвращается в материальный мир, долину иллюзии смерти.

TЕКСT 30

йада на йогопачитасу чето  майасу сиддхасйа вишаджджате 'нга
ананйа-хетушв атха ме гатих сйад  атйантики йатра на мртйу-хасах

Познав свою природу и природу окружающего мира [материи], душа обнаруживает, что обладает тайной властью [сиддхами] над окружающим миром. И тот из йогов, кто не поддался соблазну пользоваться этой властью, преодолевает последнее препятсвие на пути ко Мне, Высшей Истине. Тогда смерть больше не властна над ним, ибо смерть не властна над теми, у кого нет власти, кто ничем не обладает.

Шримад-Бхагаватам, III Книга Мудрецов


"В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ НИЧТО НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ. ВСЁ СУЕТА СУЕТ". СОЛОМОН