Наставление юродивого Бхараты. Продолжение

Истина – Безмятежность, которая наблюдает наблюдателя. Ее не познать рассудком, но Ее можно воспринять.

Все тела по сути одна земля, различаются лишь названия. Потому уместнее сказать, что у нас нет тел, есть только имена, которые мы сами выдумываем друг для друга. А события окружающего мира – просто смена названий. Они происходят в твоем уме.

Некоторые полагают, что мы, как сознание, возникаем из взаимодействия разных стихий материи, но это не так: ибо разнообразие существует лишь в нашем уме. Я не могу возникать из разнообразия, потому что я его порождаю. Вселенная во всем ее многообразии – сочетание простейших понятий, которые обнаруживаются в моем уме.

Рахугана сказал: Я в почтении склоняюсь перед тобой, посланником Самого Совершенства. Ты разъяснил мне все противоречия. Tы в полной мере обладаешь брахманским могуществом, хотя скрываешь его под личиной умалишенного.

Мое тело - вместилище нечистот, а сознание помутилось, оттого что меня ужалила змея гордыни. Но твои наставления, подобно чудодейственному лекарству, умерили лихорадку, как холодная вода приносит облегчение путнику, измученному зноем.

Однако должен признаться, из сказанного тобою мне не совсем понятно, как можно постичь свою истинную суть, разложив на составляющие вещественный мир. Как, познав устройство материи, можно познать себя? Разве постижение иллюзии открывает истину?

О обладатель тайного могущества, ты сказал, что чувство усталости и страдания в целом – самообман и самовнушение, что на самом деле душа не устает и не страдает, но такое объяснение мне не кажется удовлетворительным. Как же страданий не существует, если я отчетливо ощущаю их? И как понимание иллюзорности страданий поможет мне избавиться от них?

Джада Бхарата сказал: Окружающие предметы, разные по внешнему виду, - по сути сочетания одних и тех же стихий единого вещества. Тела земных существ состоят из земной тверди и сейчас пять комков земли движутся по ее поверхности, четыре из которых называются носильщиками, а один хозяином. Наши тела – это земля принявшая очертания ступней, лодыжек, икр, колен, бедер, туловища, шеи и головы. На плечи таких тел опирается деревянный паланкин, который тоже состоит из земли, а в паланкине сидит еще один комок земли, которого величают царем Саувиры. Ты, крошечная душа, на время поселившаяся в маленьком комочке земли, мнишь себя моим господином и хочешь, чтобы я разделял твое мнение.

Несчастные, которые тащат твой паланкин и не получают за это ни гроша, конечно же, страдают, но причина их страданий в том, что они уверовали, что являются твоими носильщиками. Безусловно, они достойны жалости - ведь ты силой заставил их поверить в это. Tы жестоко обходишься с подданными и в то же время, считаешь себя их защитником. Самодовольный глупец, ты окружил себя глупцами, которые преклоняются перед тобою, тогда как здравомыслящие люди обходят тебя стороной.

Наши тела восстают из земли, перемещаются по ее поверхности или стоят неподвижно, и затем снова смешиваются с нею. Все тела по сути одна земля, различаются лишь названия. Потому уместнее сказать, что у нас нет тел, есть только имена, которые мы сами выдумываем друг для друга. А события окружающего мира – просто смена названий. Они происходят в твоем уме. 

Некоторые полагают, что мы, как сознание, возникаем из взаимодействия разных стихий материи, но это не так: ибо разнообразие существует лишь в нашем уме. Я не могу возникать из разнообразия, потому что я его порождаю. Вселенная во всем ее многообразии – сочетание простейших понятий, которые обнаруживаются в моем уме.

Тела большие и малые, худые и толстые, тяжелые и легкие – все это одна земля в разных видах, как горшки разных размеров, возраста, названий и способов использования, - по сути одна и та же глина. Различия существуют в воображении. Безжизненной материи не присуща двойственность. Двойственные понятия – добро и зло, малое и большое существуют в сознании наблюдателя.

О Рахугана, незыблема только Истина ибо она вне двойственности. Она – единственное прибежище, Она едина и не имеет качеств отличия. Увидевший единое за воображаемым разнообразием, обретает свободу. Истина – всё и всюду. Она недвижима и неизменна. Мудрые говорят: Истина – Безмятежность, которая наблюдает наблюдателя. Ее не познать рассудком, но Ее можно воспринять.

Истину не познать, выполняя долг в миру или, напротив, отрекшись от мира, предаваясь удовольствиям или воздерживаясь от них. Истина не доступна подвижникам, усмиряющим свою плоть холодом и зноем, как не доступна Она мыслителям, размышляющим о Ней. Но Истина открывается тем, кто осыплет свою голову пылью со стоп Ее смиренных рабов.

Рабы Истины говорят и слушают только о Ней, - Ее обликах и деяниях. Они славят Ее и в этом находят высшее упоение. Их не привлекают беседы о бренном, о земном долге и земных радостях. Кто внемлет их рассказам, тот обретает высшую свободу и вступает в бытие Единого.

В одной из прошлых жизней я был царем, меня называли великим повелителем Земли Бхаратой. Осознав бессмысленность мирских забот, я отрекся от царства и покинул общество людей, чтобы в созерцании познавать Истину. Но случилось так, что расставшись с богатствами, семьей и домом, я привязался к оленю. И эта привязанность погубила меня. Я оставил духовный поиск и вынужден был снова родиться на Земле, на этот раз в теле оленя.

Но милостью Всевышнего и благодаря прошлым знаниям я не забыл о случившемся. И сейчас, зная причину своего падения, я стараюсь ни с кем не вступать в отношения. Не хочу быть никому обязан и не хочу, чтобы мне был обязан кто-либо. Ни о ком не сужу, и не беспокоюсь о чужих суждениях. Потому странствую в одиночестве, безразличный к добру и злу иллюзорного мира.

Но если мне доведется повстречать на своем пути раба Истины, я припадаю к его стопам. Ибо он держит в руках ключ к совершенной свободе, неведомой отшельникам и мудрецам. Рабам Истины не страшны никакие соблазны бренного мира. И внемля их слову, человек получает в руки меч знания, с помощью которого разрубает все узы бренного мира и свободный вступает в обитель Вечной Истины.

"Повесть о блаженном Бхарате" Главы 7-14 Песнь 5 - Книга Блаженных "Шримад-Бхагаватам" 


"В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ НИЧТО НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ. ВСЁ СУЕТА СУЕТ". СОЛОМОН